Принят на заседании педагогического совета № 2 «31» октября 2014г. УТ приказом дире ОТ « 3 1 » OKTJ ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке (внесении изменений) основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке (внесении изменений) основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - Положение) муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области (далее - Школа) разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676); • Уставом Школы 1.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО), представляющей систем у докум ентов, реализуем ой на основе ф едерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). 1.3. ООП НОО как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач: • зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития Школы; • определить и описать портрет выпускника Школы, то есть сформулировать стратегические и конкретные цели развития личности обучающихся; • определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей. 2. Порядок разработки и утверждения ООП НОО 2.1. ООП НОО разрабатывается на основе ФГОС НОО, примерной образовательной программы, с учетом примерных основных образовательных программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ в рамках ФГОС. 2.2. ООП НОО утверждается директором Школы на основании решения педагогического совета. 2.3. ООП НОО ежегодно обновляется (в части учебного плана, состава дисциплин, установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ предметов, в части плана внеурочной деятельности) 2.4. Промежуточные итоги реализации и результаты мониторинга ООП НОО отражаются в публичном докладе перед общественностью. 3. Структура ООП 3.1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: • учебн ы й план начального общ его образования; • • план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии е требованиями Стандарта. 3.2. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования, пополняется и утверждается ежегодно приказом директора образовательной организации. 4. Краткая характеристика разделов основной образовательной программы начального общего образования 4. 1. Пояснительная записка Цель пояснительной записки - представить и описать концептуальные основы и особенности ООП образовательного учреждения. В пояснительной записке представлены следующие компоненты ООП образовательной организации: 1. Описание типа и вида образовательной организации, в котором будет реализовываться данная образовательная программа. 2. Цели и задачи образовательной организации, реализуемые в образовательной программе. 3. Структура и содержание (основные аспекты) образовательной программы образовательной организации. Необходимо описать концепцию и содержание линий учебно методических комплектов/комплекта, используемых в данной программе (далее - УМК), и обосновать выбор этих/этого УМК. 4. Адресность образовательных программ (характеристика обучающихся, которым адресована программа). 5. Особенности первой ступени общего образования как фундамента последующего обучения. 4.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения ООП НОО обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных, оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Раздел ООП НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП начального общего образования. Стандарт устанавливает требования не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим ООП. Раздел содержит: • описание структуры планируемых результатов; • цели-ориентиры; • цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала; • цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета; •.. результаты формирования универсальных учебных действий; • результаты подпрограммы «Чтение. Работа с текстом»; • .. результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся; • результаты изучения предметных курсов. 4.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО включает: -формулировку основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; -ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий; -обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющие вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; -представляет свою систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую оценивать динамику учебных достижений обучающихся. Разработка данного раздела ООП обоснована выбранным УМК и соответствует авторскому варианту. 4.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования содержит: -описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования; -связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; -характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; -информационно-коммуникационные технологии - инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ- компетентности обучающихся; -мониторинг сформированное™ личностных результатов и универсальных учебных действий; -описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. 4.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов Требования ФГОС НОО к программам отдельных учебных предметов, курсов - это требования к отбору содержания (дидактического и технологического), что обеспечивает результаты освоения ООП НОО (в том числе программы формирования УУД). В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов содержат: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, курса. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация вправе самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, а также выбирать учебники и пособия к ним из числа, внесенных в федеральный перечень учебников и пособий. Рабочая программа по предмету составляется на основе Положения о порядке разработки учебной рабочей программы педагога, реализующего Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Программа по предмету в авторской редакции является основой для составления рабочей программы учителя. Целеполагание и содержание образования в соответствии с учебной программой и учебниками - дело авторов учебников; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - дело творчества учителя. 4.6. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нормативной правовой и документальной основой программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социальноэкономических, демографических и иных особенностей региона, муниципалитета, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Конкретизированы задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации младших школьников, взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Программа содержит теоретические положения (представлены в ФГОС и Концепции) и раскрывает методический потенциал по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников может содержать следующие разделы. В первом разделе определяются цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, формулируется современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества. Во втором разделе определяются основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом направлении раскрывается • соответствующая система базовых ценностей; • планируемые результаты воспитательной деятельности. В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни. В четвертом разделе определяются условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. В пятом разделе раскрываются принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. В шестом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определяются планируемые воспитательные результаты. Неотъемлемой частью образовательного процесса, воспитания обучающихся в учреждении, реализующем стандарт нового поколения, является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями стандарта она организуется по таким направлениям развития личности, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Выбор направлений внеурочной деятельности и количества часов для одного ученика остается за учащимися и их родителями (законными представителями). План внеурочной работы предоставляет детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. 4.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В программе Школы прописана система работы по следующим направлениям: 1) Создание здоровьесберегающей инфраструктуры Школы: соответствие лицензионным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям здания и помещения, оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, организация качественного горячего питания обучающихся, оснащенность кабинетов, физкультурных залов, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем, наличие помещений для медицинского персонала, наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). 2) Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся (соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся и прошедших апробацию; введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования). 3) Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья, семьями обучающихся (согласуется с представителями муниципального округа, преподавателями физического воспитания, заместителем директора по воспитательной работе). 4) Реализация дополнительных образовательных программ: программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.. 5) Просветительская работа с родителями (законными представителями). 6) Оценка эффективности реализации программы Могут быть и другие разделы. 4.8. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы обеспечивает: -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в Школе. Программа коррекционной работы должна содержать: -перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования; -систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; -описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; -механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; -планируемые результаты коррекционной работы. 4.9. Учебный план начального общего образования Учебный план Школы строится в соответствии с ФГОС НОО, обеспечивает постепенное введение в действие и реализацию требований стандарта. Учебный план Школы должен включать: -состав и структуру обязательных образовательных областей, перечень учебных предметов; -недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; -максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный план является пополняемой частью ООП НОО ОУ, ежегодно утверждается приказом директора ОУ. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). 4. 10. План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность обучающихся - специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в Школе (далее — внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения. План внеурочной деятельности составляется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). При организации внеурочной деятельности обучающихся Школой используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. Продолжительность одного занятия для учащихся 1 классов составляет не более 35 минут, для учащихся 2-4 классов - не более 45 минут. Между учебными занятиями и занятиями по внеурочной деятельности должен быть перерыв не менее 1 часа. План внеурочной деятельности составляется 1 раз в год и утверждается директором Школы. 4.11. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система условий учитывает особенности Школы, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия). Система условий содержит: • описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения; • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования Школы; • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; • контроль за состоянием системы условий. 5, Реализация образовательной программы 5.1. Образовательные программы реализуются Школой самостоятельно. 5.2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. 5.3. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивает: - реализацию в полном объеме образовательных программ, -соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, - соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. 5.4. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы. 5.6. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется Школой через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 5.7. Школа свободна в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой ею образовательным программам. 5.8. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года 5.9. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 5.10. Основные права и обязанности участников реализации ООП НОО Учитель начальной школы: - участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП (рабочих учебных программ курсов, модулей); -участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам; - участвует в оценке выполнения и коррекции программы. Методическое объединение учителей начальной школы: - обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей; - участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год; - обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов; - разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования. Педагогический совет: - рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО; - выносит текст программы на рассмотрение и утверждение директору школы. Администрация Школы: - организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП; - участвует в разработке и обсуждении программы; - осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижении отдельных результатов ее выполнения; - организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП; - обеспечивает условия для реализации программы. Родители: - формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной деятельности и их соотношение; - принимают участие в обсуждении и реализации ООП. 6. Порядок корректировки образовательных программ Корректировка образовательной программы производится по согласованию коллегиальными органами управления, предусмотренными уставом Школы: с на основании данных, полученных при проведении мониторинга результатов реализации ОП и независимой оценки показателей результативности образовательной деятельности Ш колы, - на основании новых документов федерального, регионального и муниципального уровня. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)