Принят на заседании педагогического совета № 1 «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «31» августа 2023 г. № 97о ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области (далее – Положение) является локальным нормативным актом муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области (далее - Школа) регулирующим формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом №273Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 июня 2023 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22 марта 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 5 декабря 2022 года, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287,; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 992, Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 993, Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. № 1014, Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. № 546 (далее Порядок № 546), Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. № 546, Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. № 546, Уставом Школы. 1.3. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражает динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 2. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся в процессе освоения основных образовательных программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО, СОО), проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения ООП. 2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях: определения степени освоения обучающимися ООП соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; предупреждения неуспеваемости. 2.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся Школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в Школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 2.2. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий, что отражается в рабочих программах педагогов. Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающихся, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы, работы по развитию речи и другие. Руководители предметных методических объединений, заместители директора по учебно-воспитательной работе контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении. 2.3. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются учителем в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимися, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающихся, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающихся. 2.4. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (электронном классном журнале/электронном дневнике, дневнике обучающегося) по 5-ти бальной системе оценивания. 2.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.6. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения электронного классного журнала/электронного дневника, дневника обучающегося, так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Учителя в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся при необходимости обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений. 2.8. При изучении учебных курсов, модулей части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, на реализацию которых отводится по учебному плану менее 64 часов за два учебных года, курсов внеурочной деятельности допускается применение без балльного оценивания: отметок «зачтено», «не зачтено». 2.9. Успеваемость всех обучающихся 2-11х классов Школы подлежит текущему контролю в виде отметок, кроме курсов, перечисленных п.2.8. настоящего Положения. 2.10. Успеваемость обучающихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 2.11.Вопрос об аттестации обучающихся по итогам четверти (полугодия), пропустивших 2/3 учебного времени, решается в индивидуальном порядке. 2.12. Обучающиеся, временно обучающиеся в образовательных организациях санаторного типа, находящиеся на лечении и обучающиеся в лечебных учреждениях, аттестуются с учетом отметок, полученных в образовательных организациях при лечебных учреждениях. В случае, отсутствия отметок по отдельным предметам организуется промежуточная аттестация по данным предметам с учётом мнения участников образовательных отношений на основании приказа директора Школы. 2.13. Четвертные отметки в баллах выставляются один раз в четверть по всем предметам учебного плана в классах уровня начального общего и основного общего образования и за полугодие в классах среднего общего образования. Отметки обучающимся по учебному предмету за четверть (полугодие) выставляются на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся. 2.14. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов (индивидуальные, коллективные). По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (зачёт/не зачёт). 3. Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации 3.1. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Промежуточная аттестация – установление уровня освоения ООП соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). 3.2. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном Школой. 3.3. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. 3.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с первого класса, в конце каждого учебного года по каждому изучаемому учебному предмету, курсу, модулю и курсу внеурочной деятельности. 3.4.1. Промежуточная аттестация, проводимая по учебным предметам, курсам учебного плана Промежуточная аттестация представляет собой итоговую (годовую) отметку и определяется как среднее арифметическое четвертных, полугодовых отметок. Четвертная, полугодовая отметка рассчитывается в виде средневзвешенного балла, учитывающего результаты накопленной оценки и результаты выполнения тематических проверочных (контрольных, практических, творческих и т.п.) работ, и фиксируется в классном журнале. Промежуточная аттестация является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9-х и 11-х классов - основанием для допуска к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся первого класса, успешно выполнившие более половины тематических проверочных работ (контрольных, практических, творческих работ и т.п.) от всего количества тематических проверочных работ, предусмотренных рабочей программой по каждому учебному предмету, считаются освоившими в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года. По учебным предметам, курсам, при оценивании которых используются отметки «зачтено», «не зачтено», ставится годовая отметка «зачтено» в случае, если обучающийся успешно выполнил более половины тематических проверочных работ (контрольных, практических, творческих работ и т.п.), предусмотренных рабочей программой по соответствующему учебному предмету, курсу. В противном случае считается, что обучающийся не прошел промежуточную аттестацию. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося. Промежуточная аттестация для обучающихся, имеющих академическую задолженность (далее - повторная промежуточная аттестация), проводимая в первый раз, проводится учителем, непосредственно преподающим соответствующий учебный предмет, курс, модуль. Повторная промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения повторной промежуточной аттестации обучающихся разрабатывают предметные методические объединения учителей Школы. Результаты повторной промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно приложению. Формы и сроки повторной промежуточной аттестации, проводимой в первый раз, утверждаются приказом директора Школы. При положительном результате повторной промежуточной аттестации педагогический совет принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс либо о допуске к государственной итоговой аттестации. В случае не прохождения обучающимся повторной промежуточной аттестации, ему предоставляется право прохождения повторной промежуточной аттестации во второй раз. Для проведения повторной промежуточной аттестации во второй раз Школой создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и сроки проведения повторной промежуточной аттестации утверждаются приказом директора Школы. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. 3.4.2. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности - это механизм контроля результатов (оценка качества) освоения обучающимися всего объема или части конкретной программы курса внеурочной деятельности. Оценке подлежит уровень достижения обучающимися планируемых результатов, которые запланированы и зафиксированы педагогами в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности проводится в следующих формах: практическая работа; портфолио индивидуальных достижений обучающегося; творческая работа; групповое или коллективное творческое дело; защита проектной работы; защита исследовательской работы; интеллектуальный конкурс; олимпиада; отчетный концерт; презентация; доклад; разработка изделия, макета, предметов декора и живописи; соревнование; выполнение контрольных нормативов. Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности, если он успешно прошел промежуточную аттестацию. В журнале учета курсов внеурочной деятельности делается запись «зачтено», сокращенная запись - «зач.». В противном случае делается запись «не зачтено», сокращенно - «не зач.». Отметка за промежуточную аттестацию курсов внеурочной деятельности не является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9-х и 11-х классов - основанием для допуска к государственной итоговой аттестации. Повторная промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности не проводится. Не освоение обучающимся курса внеурочной деятельности служит основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации. 3.4.3. Промежуточная аттестация экстернов Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в Школе. По заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего гражданин зачисляется приказом директора Школы в контингент обучающихся. Не допускается взимание платы с экстернов за прохождение промежуточной аттестации. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. Для проведения промежуточной аттестации экстерна Школой создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и график прохождения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора Школы. График прохождения промежуточной аттестации предварительно согласовывается с экстерном или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. Промежуточная аттестация экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день. Промежуточная аттестация экстернов проводится в следующих формах: контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации экстернов разрабатывают предметные методические объединения учителей Школы. В случае предоставления документов, подтверждающих результаты освоения учебных предметов, курсов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего образовательная организация проводит зачет таких результатов в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим процедуру установления соответствия представленных результатов планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы. Результаты прохождения экстерном промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно приложению. При положительном результате прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из учреждения и ему выдается справка об обучении по образцу, установленному Школой самостоятельно. Ликвидация академической задолженности экстернов проводится в соответствии с пунктом 3.4.1 настоящего Положения. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Школе. ____________________ Приложение ПРОТОКОЛ проведения промежуточной аттестации за курс ____ класса по______________________________ указать учебный предмет, курс В ____________________________________________________________________________ указать наименование образовательной организации «____»_________________________20____г. дата проведения промежуточной аттестации Учитель (комиссия): № п/п 1 2 3 ФИО Должность На промежуточную аттестацию явились _____ чел., Не явились _______ чел. Фамилии и имена неявившихся: 1. ________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________ Результаты промежуточной аттестации: ФИО обучающегося № п/п Отметка за промежуточную аттестацию 1 2 3 _______________/______________________ «____»___________________ 20 ___ г. Подпись Фамилия И.О. _______________/______________________ «____»___________________ 20 ___ г. Подпись Фамилия И.О. _______________/______________________ «____»___________________ 20 ___ г. Подпись Фамилия И.О.