Положение о портфолио обучающего

Принят на заседании
педагогического совета № 1
«31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЁН
приказом директора МБОУ СОШ № 1
от «31» августа 2023 г. № 97о

ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающегося в муниципальном бюджетном
образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1
города Мирного Архангельской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в муниципальном бюджетном
образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного
Архангельской области (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 24 июня 2023 года, ФГОС начального и основного общего образования,
утвержденных Приказами Минпросвещения Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая
2021 года с изменениями на 18 июля 2022 года, ФГОС среднего общего образования,
утвержденного соответственно Приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 года с
изменениями на 12 августа 2022 года, постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020
года №1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая
образовательная среда», Уставом муниципального бюджетного образовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской
области (далее - Школа).
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования, структуру и
содержание портфолио индивидуальных достижений обучающегося Школы, определяет
участников его формирования и их обязанности, критерии оценивания портфолио.
1.3. Настоящее Положение разработано в целях создания условий концепции
профильного обучения в общеобразовательной организации, внедрения системы учета
внеучебных достижений обучающихся в рамках реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, реализующих соответствующие программы общего образования.
1.4. «Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка
обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной
организации.
1.5. Портфолио – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей
рейтинга обучающихся.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в
образовательной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам
начального, основного и среднего общего образования, а также для представления личности
обучающегося при переходе на следующий уровень образования.
2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Целью составления Портфолио является:

 собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий,
достижений в различных областях;
 демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,
способностей практически применять приобретенные знания и умения.
2.2. Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:
 создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
 содействовать индивидуализации образования обучающегося;
 закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
 укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
деятельности со школой;
 поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
 формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную образовательную деятельность;
 поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
 развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:
 диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни
обучающегося и учитывать это в общении;
 контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной
деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать
свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
 воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
 функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие
способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио
3.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является
одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при
переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для
определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.3. Период составления Портфолио:
4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях,
также может сохраняться и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители
(законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники,
педагоги дополнительного образования, администрация Школы.
3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
 систематичность и регулярность ведения Портфолио;
 достоверность сведений, представленных в Портфолио;
 аккуратность и эстетичность оформления;
 разборчивость при ведении записей;
 целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

 наглядность;
 сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с
обучающимися и родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после
контрольных работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет
право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет
считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме
результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель,
который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио,
осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю
в руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию
Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей
(законных представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители
(законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2. Обязанности обучающегося:
 оформлять Портфолио в соответствии с принятой в Школе структурой. Все записи
вести аккуратно, самостоятельно и систематически;
 обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
4.3. Обязанности родителей (законные представители):
 помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением
Портфолио.
4.4. Обязанности классного руководителя:
 консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать
основам ведения Портфолио;
 организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение;
 осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования;
 осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
 классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность за
достоверность информации, представленной в итоговом документе.
4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
 организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области;
 разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность
по предмету.

4.6. Обязанности администрации Школы:
 заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии Портфолио в образовательной деятельности Школы;
 директор Школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в
образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по новой
системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной
организации.
5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как
средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается
его примерное содержание.
Таким образом, Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может
включать в себя следующие разделы:
 титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
образовательную организацию, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по
желанию родителей (законных представителей) и обучающегося) (Приложение 1);
 «Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся);
 «Портфолио работ»;
 «Портфолио достижений, документов»;
 «Портфолио отзывов»;
 «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению).
5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя:
 личные данные обучающегося;
 данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в Портфолио
самостоятельно на добровольной основе;
 информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер,
способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания:
результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
 описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
 результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4252
 другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися учебных курсов, реализуемых в
рамках образовательной программы общеобразовательной организации. Обязательной
составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
 выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику
формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей
обучающегося, исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы,
название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

 проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
 техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа,
дается ее краткое описание, фотографии);
 работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
 другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
 занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах
(указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты);
 участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его
проведения, достигнутый результат);
 участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия,
название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
 участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в
соревнованиях, наличии спортивного разряда);
 иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские
способности обучающихся.
5.4. В раздел «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся.
Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия:
 в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные,
муниципальные, областные, всероссийские и др.;
 в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного
образования, культурно-образовательными фондами и др;
 образовательные тестирования и курсы по предметам;
 в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными
органами управления;
 в спортивных соревнованиях и др.
5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, –
об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее
значимых аспектах обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений
в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных
результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в
федеральных государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна
быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической
безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя:
 систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы
наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые
ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие
непосредственные участники образовательной деятельности;
 характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности,
представленные учителями, родителями (законными представителями), педагогами
дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты
заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);

 анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных
работ, в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект,
исследовательскую работу, благодарственные письма).
5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся
и по его усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.).
6. Критерии оценивания Портфолио
6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведётся с позиций
достижения планируемых результатов освоения начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также
всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как
качественной, так и количественной.
6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых
(родителей (законных представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся
проводит самооценку материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально»,
«хорошо», «отлично».
6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведётся на
критериальной основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным
руководителем совместно и вкладываются в Портфолио.
6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система
оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система
отметок по 5-балльной шкале). Достижение базового уровня оценки интерпретируется как
безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и
соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт») (Приложение 2).
6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по
каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на
каждого обучающегося (Приложение 3).
6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих
обязательных составляющих:
 результатов итоговой аттестации (средний балл);
 результатов участия в олимпиадах;
 результатов участия в научно-практических конференциях;
 результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного
образования;
 результатов личностных и метапредметных достижений;
 динамики развития обучающегося.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
Портфолио, делаются выводы:
 о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
образования на уровне основного общего образования;
 о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки.
Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими
учителями других классов; возможно привлечение представителя администрации
общеобразовательной организации). Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4252

6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки
Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 4).
Сводные ведомости
утверждаются директором
Школы, заверяются печатью
общеобразовательной организации и сдаются заместителям директора для осуществления
внутреннего мониторинга качества образования.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является нормативным локальным актом организации,
осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и
утверждаются (вводится в действие) приказом директора Школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

__________________

Приложение 1

МБОУ СОШ № 1 города Мирного Архангельской области

Место для фотографии
(по желанию обучающегося и его родителей
(законных представителей) или иного
иллюстративного объекта)

ПОРТФОЛИО
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель______________________________________________
(ФИО)

Приложение 2
Оценка достижений обучающихся по материалам Портфолио
________________________________________________________
(ФИО)
Класс _______________
Показатели
Измерители
Раздел «Мой мир» («Мой Полнота предоставления материалов
портрет»)
Раздел «Портфолио работ» Полнота предоставления материалов
по каждому учебному предмету
Образовательная
1 - 8 класс – средний балл годовых
деятельность
оценок
9 класс – результаты экзаменов и
средний балл аттестата
Дистанционные
Победитель
олимпиады, НПК
Призер
Участник
Олимпиады, НПК (очные)
Школьные:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальные (окружные):
Победитель
Призер
Участник
Региональные:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские:
Победитель
Призер
Участник
Международные:
Участие
Победитель и призер
Спортивные
достижения Школьные:
(соревнования,
Победитель
спартакиады)
Призер
Участник
Муниципальные (окружные):
Победитель
Призер
Участник
Региональные:
Победитель
Призер
Участник

Баллы
до 3
до 2
до 5
до 5
3
2
1
3
2
1
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
2
1
5
4
3
5
4
3

Всероссийские:
Победитель
Призер
Участник
Международные:
Участие
Победитель и призер
Классные
мероприятия, Участие
практики
Организация
и
проведение
мероприятия
Творческие
конкурсы, Участие в кружках, секциях
фестивали, выставки
Показатели
Измерители
Творческие
конкурсы, Школьные:
фестивали, выставки
Победитель
Призер
Участник
Муниципальные:
Победитель
Призер
Участник
Региональные:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские, международные:
Победитель
Призер
Участник
Классные
мероприятия, Участие
практики
Организация
и
проведение
мероприятия
Раздел
«Портфолио Полнота представления материалов
отзывов»
Оформление портфолио
Эстетичность
и
грамотность
оформления

5
4
3
5
4
1
3
3
Баллы
3
2
1
5
4
3
5
4
3
5
4
3
1
3
до 2
до 3

Приложение 3
Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио обучающегося
_______________________________________________________________________________
(ФИО)

МБОУ СОШ № 1 города Мирного Архангельской области
Класс_________
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Показатели

Количество баллов по
полугодиям
1 полугодие
2 полугодие

Итоговый
балл

Образовательная
деятельность
Достижения в олимпиадах,
конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Дополнительное образование
Участие в мероприятиях и
практиках
Участие в общественной
жизни
ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в Портфолио
Дата ____________

Классный руководитель___________

М.П.

Директор школы ______________

Приложение 4
Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио
обучающихся ____________ класса
за _________________ учебный год
Итого
Участие в
общественной
жизни

Участие в
мероприятиях и
практиках

Дополнительное
образование

Творческие
достижения

Спортивные
достижения

обучающихся

Количество баллов по критериям
Достижения в
олимпиадах,
конкурсах

ФИО
Образовательная
деятельность

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в Портфолио
Дата ____________

Классный руководитель___________

М.П.

Директор школы ______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».