Принят на заседании педагогического совета № 1 «31» августа 2023г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «31» августа 2023 г. № 97о ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение организации внеурочной деятельности (далее - Положение) разработано в 2023 году по обновленным ФГОС в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 июня 2023 года, Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 18 июля 2022 года, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года с изменениями от 12 августа 2022 года, Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций», Письмами Минпросвещения от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» и от 15 августа 2022 года № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», с Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области (далее - Школа) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся по новым обновленным ФГОС, порядок организации занятий «Разговоры о важном», регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности. 1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования реализуются в Школе через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов. 1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. 1.5. Школа определяет объем часов, отведенных на внеурочную деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых ООП с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне начального общего образования - до 1320 часов; на уровне основного общего образования - до 1750 часов; на уровне среднего общего образования - до 700 часов. 1.6. План внеурочной деятельности Школы является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. 1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим Положением в Школе могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационным характеристикам по должности, в том числе заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, педагоги - библиотекари и иные педагогические работники. 1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические работники Школы, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности, должны пройти повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. 1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую. 1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и СОО. 2. Требования к организации внеурочной деятельности 2.1.Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. 2.2. Целью организации внеурочной деятельности в Школе является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов; формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности); формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебноисследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения обучающихся. 2.4. При освоении основной образовательной программы среднего общего образования содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное - в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 3. Порядок организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе Школы. 3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в Школе также предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. 3.3. Формы проведения внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, сочетает индивидуальную и групповую работы, обеспечивает гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. 3.4. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. 3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в общеобразовательной организации, определяется учебным планом на текущий учебный год. 3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательной деятельности в ходе достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс. 3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания Школы. 3.8. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1): учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве Школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами учреждений дополнительного образования (по согласованию). 3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с 1 сентября по 31 мая. 3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочный состав» данного объединения. 3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является посещение не более 2х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть двигательно-активным. 3.13. Школа самостоятельно решением Педагогического совета разрабатывает и утверждает: рабочие программы внеурочной деятельности; план внеурочной деятельности; режим внеурочной деятельности; расписание занятий внеурочной деятельности. 3.14. Планы внеурочной деятельности начального общего, основного общего, среднего образования осуществляются посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. 3.15. План внеурочной деятельности Школы является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. 3.16. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей Школы. 3.17. Согласно письму Минпросвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 для обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности Школы направления внеурочной деятельности для всех обучающихся (Приложение 2). 3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. 3.19. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.20. Рабочие программы внеурочной деятельности включают в себя титульный лист, пояснительную записку и следующие обязательные разделы: содержание курса внеурочной деятельности» с указанием форм организации и видов деятельности; календарно-тематическое планирование; планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности»; учебно-методическое обеспечение. 3.21. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности регламентируется локальными актами школы, в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов. 3.22. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 3.23. Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. 3.24. Школа самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности. 3.25. Школа может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ, программ внеурочной деятельности, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования, согласно разработанному Положению о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, полученных в других образовательных организациях. 3.26. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности. 3.27. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности может использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио обучающегося (учет образовательных достижений), в том числе в электронной форме. 4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью 4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования (начального общего, основного общего, среднего общего) может корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом предварительного выбора обучающимися и их родителями (законных представителями) рабочих программ внеурочной деятельности. 4.2. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается для ознакомления на - установочном (организационном) родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов - на родительских собраниях и через официальный сайт Школы. 4.3. Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательной деятельности (законных представителей) обучающегося. 4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися, так и организацию занятий крупными блоками - «интенсивами» (походы, экскурсии и т.д.). 4.5. Продолжительность занятий - 45 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности регламентируется действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20. 4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором Школы 4.7. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическим работником в электронном классном журнале и/или журнале на бумажном носителе, оформление которого (которых) осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами Школы. 4.8. Содержание записей в электронном журнале и/или журнале на бумажном носителе должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности (разделу «календарно-тематическое планирование») и тематике проводимого занятия. 4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий внеурочной деятельности (электронные журналы и/или журналы на бумажном носителе) осуществляют педагоги-организаторы и должностные лица, назначенные в школе ответственными за ведение электронных журналов. 4.10. Организацией, координацией и контролем занятий внеурочной деятельности обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель, который: доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о реализуемых в Школе рабочих программах; координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий внеурочной деятельностью; осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с утвержденным расписанием; осуществляет взаимосвязь между родителями (законными представителями) обучающихся и учителями - предметниками по вопросу организации внеурочной деятельности, включая оценку - образовательных достижений обучающихся в рамках обучения по образовательным (рабочим) программам внеурочной деятельности. 4.11. Общее руководство и контроль за внеурочной деятельностью в Школе осуществляют заместители директора на основе своих должностных обязанностей оценку содержания и качества программ внеурочной деятельности, разработку, согласование (утверждение) планов внеурочной деятельности и расписания проведения занятий внеурочной деятельности, системы оценивания результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности обучающимися. 5. Об организации занятий «Разговоры о важном» 5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 года № 03-871 в рамках внеурочной деятельности обучающихся образовательная Школа вводит еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году). 5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым уроком по понедельникам еженедельно. 5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для обучающихся школы является: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. 5.4. Методические материалы для общеобразовательной организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов и размещены на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность». 5.5. Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя, видеоролик. интерактивные задания, презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию. 5.6. Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор, или беседа с обучающимися. 5.7. Основные темы занятий «Разговоры о важном» связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения. 5.8. Директор Школы назначает ответственного за организацию и проведение занятий «Разговоры о важном» в каждом классе. 6. Система оценки достижения результатов внеурочной внеурочной деятельности 6.1. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося Школы на основании экспертной оценки личного Портфолио; качественная и количественная оценка эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся. 6.2. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся индивидуальной оценки результатов является Портфолио, разработанное в соответствии с Положением о портфолио обучающегося. 6.3. Основными задачами составления портфолио являются: систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая образовательную, творческую, спортивную и другую деятельность; создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося. 7. Ответственность 7.1. Администрация Школы организует: процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности; контроль выполнения программ внеурочной деятельности; контроль ведения журналов внеурочной деятельности. 7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в части реализации рабочих программ внеурочной деятельности как части ООП НОО, ООО и СОО. 7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом Школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами Школы, должностными инструкциями. 7.4. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной деятельности обучающимися. 7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение требований Устава школы, Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих организацию образовательных отношений в Школе. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Школы, принимается на педагогическом совете Школы, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Школы, осуществляющей образовательную деятельность. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. ___________________ Приложение 1 Модель плана внеурочной деятельности Модель плана внеурочной деятельности Преобладание учебнопознавательной деятельности Содержательное наполнение занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся. Преобладание педагогической поддержки обучающихся дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. Приложение 2 Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление внеурочной деятельности Рекомендуемое Основное содержание занятий количество часов в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно1 Основная цель: развитие ценностного просветительские занятия отношения обучающихся к своей Родине патриотической, России, населяющим ее людям, ее нравственной и уникальной истории, богатой природе и экологической великой культуре. направленности «Разговоры о важном» Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или учебные курсы. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основное содержание: - знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; - создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); - создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть 3 Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основные направления деятельности: - занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; - занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; - занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; - дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; - специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: - занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); -занятия школьников в спортивных Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 2 объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); - занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России". Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: - педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; - волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; - выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; - Совета лидеров, объединяющего лидеров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; - постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); - творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; - созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п.