РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Планируемые предметные результаты
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия —
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской
культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры;
знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
формирование умений
устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Планируемые личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствование умений в различных
видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; •
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Модуль «Основы православной культуры»
Планируемые предметные результаты
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Обучающийся будет знать,понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Обучающийся будет уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным тем.
Планируемые личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других
народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые метапредметные результаты
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Планируемые предметные результаты
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к
пониманию основных норм светской и религиозной морали.
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Планируемые метапредметные результаты
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять
признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.
социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать
суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных
особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и
обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»
Модуль «Основы светской этики»
4 класс (34 часа)
Этика общения
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его
смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и
его связь с названными понятиями. Понятия «добро» и «зло» как главные этические
категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро»,
«доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями. Вековой опыт о
доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи
доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков. Этические основы правил
общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности.
Признаки дружбы и её сохранения.
Этикет
Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета
и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность,
точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета. Целесообразность и
красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за
столом, умение пользоваться столовыми приборами. Общее и особенное в правилах
школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных
ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках. Характеристика и
определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и
«речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой
опыт о главном в речи.
Этика человеческих отношений
Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения.
Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и
взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия
«душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения
душ. Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы.
Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней.
Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и
природы. Вековой опыт о природе. Многогранность и смысловое значение понятия
«Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств.
Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое
содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая
характеристика понятия «патриотизм». Многообразие видов взаимодействий человека с
людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание
людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время
уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с
другими людьми.
Этика отношений в коллективе
Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые
принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной
жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического
взаимодействия.
Значение нравственной
установки
поведения
в коллективе.
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития
коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка,
самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками. Умение
видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы
дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским
отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Творческая
работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинениеэссе, проект, совместное мероприятие и т. Д
Простые нравственные истины
Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил
поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и
важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин.
Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в
традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание
общечеловеческих ценностей. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна —
главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их
смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека.
Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с
нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Благо жизни — в
развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность.
Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев
сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо Значимость этических понятий
«сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и
обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как
основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и
неблагодарности. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения.
Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с
людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого
человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.
Душа обязана трудиться
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как
нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые
нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных
действиях и поступках. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в
свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в
себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности.
Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях.
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм
как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение
гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового
человеческого опыта. Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые
наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное
значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми
различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие.
Закономерность простой этики поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер
Основные формы общения и возможные источники возникновения обид.
Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы
общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды,
неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных
моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в
мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому
общению. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие
нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их
изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно
вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения
расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в
формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного
нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие
проявлению терпимости. Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и
ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в
совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для
другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни
неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности
Судьба и Родина едины
Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество».
Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и
расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада
в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта. Основы чувства
любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его
защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно. Человек как образ века. Суть
современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека. Итоговая
творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д.
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс (34 часа)
Россия – наша Родина
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они
существуют. Учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о
многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии
наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история,
территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Основы православной культуры
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на
поступки людей. Православная молитва. Молитвенная культура Православия: виды молитв,
о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что
такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил
Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как
Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о
человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и
раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие
заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют
ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное
правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах.
Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают
невидимое. Православный храм и другие святыни. Как христианство пришло на Русь. Что
такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой
жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может
обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают
Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О
христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в
бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие.
Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего
отказываются монахи. Во что верят православные христиане.
Родина, общество, семья
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую
ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое
венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает
справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей.
Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторение
Как я понимаю православие. Викторина.
Золотое правило нравственности. Обобщающий урок по курсу Основы православной
культуры.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс (34 часа)
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности
восточного христианства. Культура и религия.
Основы религиозных культур
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура?
Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие.
Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство.
Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. Священные
книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались?
Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины
мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет.
Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто
такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в
христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях
мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога
в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство
православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной
культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной
культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной
культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России.
Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное
христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность
Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров.
Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы).
Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в
истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в
религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о
поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения.
Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм:
еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные
ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и
буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука).
Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Уразабайрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в
жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода,
ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных
религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции многонационального народа России
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается
Россия.
Тематическое планирование учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека
Добрым жить на белом свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен
Премудрости этикета
Красота этикета
Простые школьные и домашние правила этикета
Чистый ручеёк нашей речи
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей
Чтобы стать коллективом…
Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи…
Жизнь священна
Человек рождён для добра
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей
Уметь понять и простить
Простая этика поступков
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «со»
Промежуточная аттестация. Тестирование.
С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин
Человек – чело века
Слово, обращённое к себе
Обобщение
Модуль «Основы православной культуры»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Россия – наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его крест
Пасха
Православное учение о человеке
Заповеди
Золотое правило этики
Храм
Икона
Православный храм и другие святыни
Творческие работы учащихся
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство Причастие
Монастырь
Во что верят православные христиане
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Промежуточная аттестация. Тестирование
Любовь и уважение к Отечеству
Обобщающий урок
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
31
32
Тема
Россия – наша Родина
Культура и религия
Культура и религия
Возникновение религий. Древнейшие Верования
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака
Священные книги мира:Тора, Библия,Коран, Типитака
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы учащихся
История религии в России
История религии в России
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Творческие работы учащихся
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
Промежуточная аттестация. Тестирование
Любовь и уважение к Отечеству
Подготовка творческих проектов
Подготовка творческих проектов
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов