Рабочая программа ОРКСЭ 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Планируемые предметные результаты
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия —
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
 знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
 формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
 освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской
культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры;
знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
 формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
 знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
 осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
 формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
 развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
 формирование умений
устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Планируемые личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
 формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
 развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
 развитие этических чувств как регулятора морального поведения;


 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
 развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
 развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
 формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
 овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствование умений в различных
видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; •
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
 совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Модуль «Основы православной культуры»
Планируемые предметные результаты
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
 осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Обучающийся будет знать,понимать:
 основные понятия религиозных культур;
 историю возникновения религиозных культур;
 историю развития различных религиозных культур в истории России;
 особенности и традиции религий;
 описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
 праздников и святынь.
Обучающийся будет уметь:


описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
 излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
 людей и общества;
 соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
 строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
 культурных традиций;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
 участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
 готовить сообщения по выбранным тем.
Планируемые личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других
народов;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые метапредметные результаты
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на оценку событий;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Планируемые предметные результаты
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к
пониманию основных норм светской и религиозной морали.
 знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
 формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России;
 первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
 осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и


национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества.
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Планируемые метапредметные результаты
 освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять
признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.
социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать
суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных
особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и
обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 готовность слушать собеседника и вести диалог.

Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»
Модуль «Основы светской этики»
4 класс (34 часа)
Этика общения
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его
смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и
его связь с названными понятиями. Понятия «добро» и «зло» как главные этические
категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро»,
«доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями. Вековой опыт о
доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи
доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков. Этические основы правил
общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности.
Признаки дружбы и её сохранения.
Этикет
Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета
и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность,
точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета. Целесообразность и
красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за
столом, умение пользоваться столовыми приборами. Общее и особенное в правилах
школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных
ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках. Характеристика и
определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и
«речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой
опыт о главном в речи.
Этика человеческих отношений
Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения.
Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и
взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия
«душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения
душ. Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы.
Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней.
Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и
природы. Вековой опыт о природе. Многогранность и смысловое значение понятия
«Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств.

Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое
содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая
характеристика понятия «патриотизм». Многообразие видов взаимодействий человека с
людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание
людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время
уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с
другими людьми.
Этика отношений в коллективе
Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые
принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной
жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического
взаимодействия.
Значение нравственной
установки
поведения
в коллективе.
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития
коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка,
самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками. Умение
видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы
дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским
отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке. Творческая
работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинениеэссе, проект, совместное мероприятие и т. Д
Простые нравственные истины
Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил
поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и
важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин.
Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в
традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание
общечеловеческих ценностей. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна —
главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их
смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека.
Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с
нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Благо жизни — в
развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность.
Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев
сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо Значимость этических понятий
«сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и
обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как
основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и
неблагодарности. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения.
Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с
людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого
человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.
Душа обязана трудиться
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как
нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые
нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных
действиях и поступках. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в
свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в
себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности.
Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях.
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм
как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение
гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового

человеческого опыта. Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые
наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное
значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми
различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие.
Закономерность простой этики поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер
Основные формы общения и возможные источники возникновения обид.
Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы
общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды,
неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных
моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в
мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому
общению. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие
нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их
изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно
вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения
расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в
формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного
нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие
проявлению терпимости. Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и
ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в
совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для
другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни
неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности
Судьба и Родина едины
Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество».
Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и
расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада
в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта. Основы чувства
любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его
защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно. Человек как образ века. Суть
современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека. Итоговая
творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д.

Модуль «Основы православной культуры»
4 класс (34 часа)
Россия – наша Родина
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они
существуют. Учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о
многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии
наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история,
территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Основы православной культуры
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на
поступки людей. Православная молитва. Молитвенная культура Православия: виды молитв,
о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что
такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил
Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как
Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о
человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и

раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие
заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют
ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное
правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах.
Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают
невидимое. Православный храм и другие святыни. Как христианство пришло на Русь. Что
такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой
жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может
обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают
Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О
христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в
бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие.
Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего
отказываются монахи. Во что верят православные христиане.
Родина, общество, семья
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую
ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое
венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает
справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей.
Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторение
Как я понимаю православие. Викторина.
Золотое правило нравственности. Обобщающий урок по курсу Основы православной
культуры.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс (34 часа)
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности
восточного христианства. Культура и религия.
Основы религиозных культур
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура?
Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие.
Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство.
Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. Священные
книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались?
Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины
мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет.
Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто
такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в
христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях
мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога
в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство
православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной
культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной
культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной
культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России.
Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное
христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность

Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров.
Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы).
Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в
истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в
религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о
поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения.
Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм:
еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные
ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и
буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука).
Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Уразабайрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в
жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода,
ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных
религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции многонационального народа России
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается
Россия.

Тематическое планирование учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека
Добрым жить на белом свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен
Премудрости этикета
Красота этикета
Простые школьные и домашние правила этикета
Чистый ручеёк нашей речи
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей
Чтобы стать коллективом…
Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи…
Жизнь священна
Человек рождён для добра
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей
Уметь понять и простить
Простая этика поступков

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «со»
Промежуточная аттестация. Тестирование.
С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин
Человек – чело века
Слово, обращённое к себе
Обобщение

Модуль «Основы православной культуры»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Россия – наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его крест
Пасха
Православное учение о человеке
Заповеди
Золотое правило этики
Храм
Икона
Православный храм и другие святыни
Творческие работы учащихся
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство Причастие
Монастырь
Во что верят православные христиане
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Промежуточная аттестация. Тестирование
Любовь и уважение к Отечеству
Обобщающий урок
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
31
32

Тема
Россия – наша Родина
Культура и религия
Культура и религия
Возникновение религий. Древнейшие Верования
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака
Священные книги мира:Тора, Библия,Коран, Типитака
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Искусство в религиозной культуре
Творческие работы учащихся
История религии в России
История религии в России
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни
Праздники и календари
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Творческие работы учащихся
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
Промежуточная аттестация. Тестирование
Любовь и уважение к Отечеству
Подготовка творческих проектов
Подготовка творческих проектов
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».