РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 -4 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель» предназначена
для реализации на начальном уровне образования и составлена с учётом возрастных и
психологических особенностей детей младшего школьного возраста, в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой
начального общего образования (ПООП НОО). Методологическая основа программы —
системно-деятельностный подход. Основная форма организации внеурочной деятельности
по курсу «Грамотный читатель» - познавательной интеллектуальной направленности.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного
процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных,
предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и, в
итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников,
чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как
общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной
деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено
содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать
максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление.
Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий
ступени — речи письменной.
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель» —
формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения
текстов различных видов, жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны:
смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как
отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в
устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение.
Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь, скорость и
точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы —
полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их
активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и
предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев
(их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение
последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности:
работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств
выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения,
идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование
технической стороны речи предусматривает поэтапную
работу, направленную на развитие:
— дыхания;
— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи.
Занятия имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности
детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное
чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится
сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были
записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий,
определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной
и групповой работы.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения
образовательных систем «Школа России» и другими УМК. Программа рассчитана на 135
часов: в 1 классе по 1ч в неделю (33 часа в год), во 2-4 классах по 1ч в неделю (34 часа в
год).
Результаты освоения курса
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание
текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении,
уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста
и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной
форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно
определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст
(подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования
(вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать
героев одного произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка
в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.
Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая
паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее,
выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев
произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка
в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая
паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в
беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём
рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа,
интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ
повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи
выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.
№
урока
1
2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Количество
часов
План
Первый год обучения (33 ч)
Стихотворение И.
1
Токмаковой «Сентябрь».
Стихотворение В.
1
Степанова «Что мы
Родиной зовём».
Ненецкая сказка «Бурый
2
и белый медведи»
Научно2
познавательные тексты
«Белый медведь» и
«Бурый медведь».
Чтение по ролям.
Чувашская сказка
2
«Почему зеленые ёлка с
сосной»
Научно-познавательный
2
текст В. Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения». Готовимся
читать по ролям
чувашскую сказку
«Почему зелёные ёлка с
сосной»
Рассказ Н. Сладкова
2
«Рыцарь». Готовимся к
выразительному чтению
Дата
Факт
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25
26-27
28-29
30-31
32-33
рассказа Н.Сладкова
«Рыцарь»
Рассказ Г. Скребицкого
«Лесное эхо»
Научно-познавательный
текст «Эхо». Готовимся
к выразительному
чтению рассказа Г.
Скребицкого «Лесное
эхо»
Рассказ В. Осеевой
«Сторож». Готовимся
к чтению по ролям
Рассказ В. Осеевой
«Навестила». Готовимся
к постановке рассказа.
Рассказ Е. Пермяка
«Кто?». Готовимся к
постановке рассказа Е.
Пермяка «Кто?»
Рассказ В. Драгунского
«Англичанин Павля»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к постановке
рассказа В. Драгунского
«Англичанин Павля»
Рассказ Л. Каминского
«Как Петя ленился»
Готовимся к чтению по
ролям рассказа Л.
Каминского «Как Петя
ленился»
Стихотворение А.
Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!».
Готовимся к
выразительному
чтению стихотворения
А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!»
№
урока
Тема урока
1
Стихотворение И.
Асеевой «С Днём
знаний». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения И.
Асеевой «С Днём
знаний»
Стихотворение Г.
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
Количество
часов
План
Второй год обучения (34 ч)
1
1
Дата
Факт
3–5
6
7–8
9
10–11
12
13
14
15
16
17
18–19
20
Ладонщикова «С
добрым утром!».
Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения Г.
Ладонщикова «С
добрым утром!»
Удмуртская сказка
«Березка-красавица»
Готовимся к чтению по
ролям сказки
«Берёзка-красавица»
Стихотворение И.
Асеевой «С Днём
знаний». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения И.
Асеевой «С Днём
знаний»
Стихотворение Г.
Ладонщикова «С
добрым утром!».
Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения Г.
Ладонщикова «С
добрым утром!»
Китайская сказка
«Жадный Ча»
Научнопознавательный текст
«Дракон». Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Жадный Ча»
Чувашская сказка
«Откуда взялась река»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к постановке
сказки «Откуда взялась
река»
Научно-познавательный
текст «Пауксеребрянка»
Готовимся к
выразительному чтению
рассказа Н. Сладкова
«Воздушный замок»
Рассказ Н. Сладкова
«Болтливые окуни»
Готовимся к чтению по
ролям рассказа Николая
3
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
21
22
23
24
25–26
27
28
29
30–32
33
34
№
урока
1
2–3
Сладкова «Болтливые
окуни»
Рассказ В. Осеевой
«Долг»
Готовимся к чтению по
ролям рассказа В.
Осеевой «Долг»
Рассказ В. Осеевой
«Картинки»
Подготовка к
выразительному чтению
рассказа В. Осеевой
«Картинки»
Рассказ Л. Каминского
«Послушный Петя»
Подготовка к чтению по
ролям рассказа Л.
Каминского
«Послушный Петя»
Стихотворение И.
Бродского «История
двойки»
Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения И.
Бродского «История
двойки»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что интересно!»
Подготовка к чтению по
ролям отрывка рассказа
В. Голявкина «Вот что
интересно!»
Стихотворение З.
Письман «В летние
каникулы». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения З.
Письман «В летние
каникулы»
Тема урока
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
Количество
часов
План
Третий год обучения (34 урока)
Стихотворение А.
1
Усачёв «1 сентября».
Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения «1
сентября»
Стихотворение П.
2
Синявского «Родная
Дата
Факт
4–7
8–9
10–11
12
13–15
16
17–19
20
21–23
24–25
26
27–29
песенка». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения «Родная
песенка»
Рассказ А. Пантелеева
«Главный инженер».
Готовимся к чтению по
ролям отрывка из
рассказа «Главный
инженер»
Готовимся к чтению по
ролям отрывка из
рассказа А. Пантелеева
«Главный инженер»
Тайская сказка «Птицаболтунья». Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»
Китайская сказка
«Олени и пёс»
Научно-познавательный
текст «Скорость бега
животных». Готовимся к
выразительному чтению
сказки «Олени и пёс»
Занятие в компьютерном
классе
Рассказ Н. Сладкова
«Домики на ножках».
Готовимся к
выразительному чтению
рассказа «Домики на
ножках»
Экскурсия в библиотеку
Рассказ Скребицкого Г.
«Любитель песни»
Научно-познавательный
текст «Тюлень».
Готовимся к чтению по
ролям отрывка из
рассказа «Любитель
песни»
Рассказ Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»
Учебный текст «Как
определить падеж имени
существительного?».
Готовимся к постановке
рассказа Л. Каминского
«Падежи Юры
4
2
2
1
3
1
3
1
3
2
1
3
30
31–32
33–34
Серёжкина»
Рассказ Н. Носова
«Заплатка»
Готовимся к
выразительному чтению
рассказа Н. Носова
«Заплатка»
Стихотворение Е.
Евсеевой «Каникулы».
Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения
«Каникулы»
№
урока
Тема урока
1
Стихотворение Г.
Ляховицкой «Осеннее
чудо». Готовимся к
выразительному
чтению стихотворения
«Осеннее чудо»
Стихотворение Г.
Ладонщикова
«Рисунок». Готовимся
к выразительному
чтению стихотворения
«Рисунок»
Занятие в
компьютерном классе
Рассказ Е. Пермяка
«Сказка о большом
колоколе»
Экскурсия в
библиотеку
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
«Сказки о большом
колоколе»
Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа
«Фюнфкиндер»
«Воробей-весельчак».
Калмыцкая сказка
2
3
4–5
6
7
8–11
12
13
1
2
2
Количество
часов
План
Четвёртый год обучения (34 часа)
1
1
1
2
1
1
4
1
1
Дата
Факт
14–15
16–17
18
19
20–21
22–24
25–26
27–28
29–30
31–32
33–34
Научнопознавательный текст
«Воробей». Готовимся
к выразительному
чтению отрывка из
сказки «Воробейвесельчак»
Рассказ Н. Носова
«Когда мы смеёмся»
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Когда мы смеёмся»
Рассказ Н. Сладкова
«Подводные ежи»
Научнопознавательный текст
«Ёрш». Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Подводные ежи»
Стихотворение Тима
Собакина
«Подводная песня».
Научнопознавательные
тексты
«Акулы» и «Медузы»
Готовимся к
выразительному
чтению стихотворения
«Подводная песня»
Рассказ А. Саломатова
«Его последний день»
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа «Его
последний день»
Стихотворение В.
Капустиной
«Обиженный
портфель». Готовимся
к выразительному
чтению стихотворения
«Обиженный
портфель»
Стихотворение Н.
Анишиной «Чем
пахнет лето».
Готовимся к
выразительному
2
2
1
1
2
3
2
2
2
2
2
чтению стихотворения
«Чем пахнет лето»