РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология»
составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Н.Ф.
Виноградовой — М.: Вентана Граф, 2011
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы
программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в
содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок,
взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются
эстетическое восприятие и художественно-образное мышление.
Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных
задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию,
чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и
жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и
новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится
общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и
жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием
культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие
обучающимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний,
умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной
деятельности детей.
Цель:
формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной
основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи:
сформировать систему эколого-биологических знаний;
сформировать знания о многообразии живых форм родного края;
обогатить общий и сформировать тематический словарный запас;
сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике;
развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции;
развивать индивидуальные способности детей;
развивать любознательность, как основу познавательной деятельности;
развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать,
применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании;
сформировать представление о самоценности любой формы жизни;
сформировать потребности экологически целесообразного поведения и
деятельности человека;
сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок;
сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета;
прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Содержание программы рассчитано на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 4 классах 34 часа в год.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
Планируемые личностные результаты
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами
искусства и естественных наук;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными
средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);
Планируемые метапредметные результаты
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную, учебную деятельность,
оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных
учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для
детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание
информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т. д.;
развитие
коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе
группы в соответствии с обозначенной ролью.
Планируемые предметные результаты
4 класс
сформировать представление об экологии как об одном из важнейших направлений
изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о важнейшем
элементе культурного опыта человечества;
углубить представление о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между
живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских
умений; применять полученные знания и умения для решения практических задач в
повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в
природной и социоприродной среде;
владеть навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за
обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
уметь приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и
искусства;
знать о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния
от факторов окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя первая экология»
4 класс (34 часа)
Человек и природа
Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о
видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их
значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын
природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление
моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить
представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца
над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура
воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают
плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.
Неживое в природе
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на
пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и
здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения
учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Почва –
необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические
вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по
обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее
понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо?
Способы прогнозирования изменений в природе. Актуализация представлений у учащихся о
загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда
здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений.
Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения.
Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с
предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как
загрязнителе природы города.
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем
питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о
приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ
фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить
представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование
на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать
представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного
отношения к воде.
Царство грибов
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение
грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив
группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать
представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с
правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о
сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически
грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является
лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые,
кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека.
Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Среда обитания
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных
форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить
предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена
естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности –
численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда,
выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с
с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые
растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в
экосистеме. Цепи питания.
Жизнь животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов?
Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги.
Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок.
Я и мое окружение
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные
цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего
хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и
мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними.
Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение
традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена
мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой
комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе,
труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания,
правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям
существования. Знакомство с комнатными растениями класса.
Человек и животные
Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних
животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах:
аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Понятие –
паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и
вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема
Введение
Вводное занятие. Место человека в мире природы. Практическая работа «Сбор
материала для гербария»
Осень в природе. Проект «Мой гербарий»
Неживая природа. Проект - акция «Мы против мусор!»
Человек – верный сын природы
Солнце – источник тепла. Практическая работа «Наблюдение за погодой»
Вода, её признаки и свойства. Почва и ее значение для человека
Погода. Предсказание погоды. Практическая работа «Наблюдение за природой»
Климат. Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет?
Кто определяет прогноз погоды и зачем он нужен?
Экологические связи живой и неживой природы. Работа с гербариями
Растения. Комнатные растения. Практическая работа «Пересадка комнатных растений,
формовка крон и обрезка»
Размножение растений. Легенды о растениях
Грибы. Микроскопические грибы
Съедобные и не съедобные грибы. Мифы и реальность
Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе
Изменения окружающей среды
Условия жизни растений
Как живут животные. Цепи питания
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Моя семья
Слово «семья» в культуре народов
Проект «Моя семья»
Мой класс – моя вторая семья
Мои друзья. Дружба
Домой моей мечты
Жизнь животных среди людей
Домашние животные. Правила ухода
Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Может ли животное болеть? Мини – сочинение «Защити себя»
Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным»
Итоговое занятие. Защита проекта экологической тематики