10 Индивидуальный проект

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 10 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Примерной
программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з), и с учетом авторской программы элективного курса М.В. Половковой
«Индивидуальный проект» (М., Просвещение, 2019 г.).
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» является составной
частью основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ
№ 1.
Общая характеристика учебного курса
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет
в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
Цели курса:
 формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи:
 реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;
 формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
 повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Место предмета в учебном плане:
На преподавание учебного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе отводится
1 часа в неделю, итого 34 часа.
Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной
школы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.]. (М.,
Просвещение, 2019)
Планируемые результаты освоения учебного курса «Индивидуальный проект»
Обучающийся научится:

 давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование,
исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски
проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования,
экспертное знание;
 раскрывать этапы цикла проекта;
 самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при
решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
 владеть методами поиска анализа и использования научной информации; публично
излагать результаты проектной работы.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические
задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о
самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Учебный курс «Индивидуальный проект» состоит из 8 модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования
модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить
часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая
часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем
коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. Третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную,
конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме.
Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть
свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим
заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно
защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Программа учебного курса является метапредметной, поскольку предполагает
освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над»
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод
проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация
рефлексии, сценирование события. Значительная часть занятий предусматривает
групповую и коллективную работу.
Содержание учебного курса
Наименование разделов
Культура исследования и проектирования
Самоопределение
Замысел проекта
Условия реализации проекта
Трудности реализации проекта
Предварительная защита и экспертная оценка проектных

и

Кол-во часов
6
4
4
3
4
6

исследовательских работ
Дополнительные возможности улучшения проекта
Презентация и защита индивидуального проекта
Всего часов

6
1
34

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 часов)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования:
проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие
проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных
занятий. Реальное и воображаемое в проектировании.
Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции.
Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в
проекте. Отчуждаемый продукт.
Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта.
Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности.
Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта.
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты
проекта.
Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные.
Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод
исследования. Способ и методика исследования
Модуль 2. Самоопределение (4 часа)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Приоритетные направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое
питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города»
Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни
Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные,
национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы
Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить
изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта (4 часа)
Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста
Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и
идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта
Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих
знаний и ресурсов
Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание.
Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 часа)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин.
Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты
планирования. Контрольные точки планируемых работ
Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства.
Источники финансирования. Венчурные фонды. Кредитование
Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 часа)

Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его реализации
Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков
Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов
Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта.
Бизнес-план. Маркетинговые риски
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ (6 часов)
Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к
проблематике проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ
ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта
Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики
исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность
выводов
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 часов)
Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды. Использование
технологий для решения проблем
Инфраструктура. Базовый производственный процесс. Вспомогательные процессы
и структуры. Свойства инфраструктуры
Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при
проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной
совокупности
Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов
Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта
присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж
Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (1 час)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции.
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тематическое планирование учебного курса
Тема
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно
Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца»
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или
исследования
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования
Формулирование цели проекта

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта
Источники финансирования проекта
Модели управления проектами
Переход от замысла к реализации проекта
Риски проекта
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение
Позиция эксперта
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя»
Оценка начального этапа исследования
Технология как мост от идеи к продукту
Видим за проектом инфраструктуру
Опросы как эффективный инструмент проектирования
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
Использование видеоролика в продвижении проекта
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности
Презентация и защита индивидуального проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».