Принят на заседании педагогического совета № 2 «31» октября 2014г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «31» октября 2014 г. № 94о ПОЛОЖЕНИЕ о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам (курсам) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам (курсам) (далее - Положение) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области (далее - Школа) разработано в соответствии c пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования», постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Уставом Школы. 1.2. Положение регламентирует порядок проведения мероприятий по преодолению отстаивания программного материала при реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в Школе, определяет цель, задачи, обеспечивающие полноту выполнения рабочих программ, распределение функций (полномочий) и ответственности между непосредственными исполнителями. 1.3. Положение разработано с целью организации своевременного контроля, корректировки рабочих программ и разработки мероприятий, обеспечивающих полноту выполнения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, определяющих рекомендуемый объём и содержание определённого уровня и (или) определённой направленности и с учетом соответствующих авторских программ. Задачами по преодолению отставания программного материала являются: - осуществление систематического сбора информации (первичных данных) о полноте реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; - корректировка рабочих программ, внесение изменений и дополнений в содержательную часть; - разработка плана мероприятий по преодолению отставаний. 2. Мониторинг реализации программ учебных дисциплин (курсов, модулей) 2.1.Администрация Школы осуществляет систематический контроль за выполнением учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, их практической части, соответствием записей, внесенным в классный журнал, содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четыре раза в год) в соответствии с планом внутришкольного контроля Школы. 2.2. По итогам проверки реализации рабочих программ заместителем директора по учебно-воспитательной работе по каждой учебной параллели составляется сводная таблица, в которую вносится информация о количестве планируемых и фактически проведенных уроков, причине невыполнения рабочей программы, запланированных компенсирующих мероприятиях (Приложение 1). 2.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на заседании педагогического совета, административного совета, методического объединения и отражаются в протоколах. 3. Порядок корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 3.1. Согласно должностной инструкции, составленной на основе требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития (от 26.08.2010 № 761н), учитель несет ответственность за реализацию рабочей программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком Школы. 3.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ из-за выполнения учебного плана не в полном объеме (карантин, природные факторы, болезнь учителей и т.д.) директор Школы на основании объяснительных записок учителей-предметников издает приказ о корректировке рабочей программы, указанным способом коррекции программы. 3.3. Корректировка может быть осуществлена путем использования резервных часов, слияния близких по содержанию тем уроков, вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме (в старших классах). 3.4. В ходе реализации программы учитель осуществляет ее корректировку, о чем своевременно вносит информацию в раздел "Лист корректировки рабочей программы" (Приложение 2). 3.5. Корректировка рабочих программ проводится один раз в четверть по итогам проводимого мониторинга выполнения учебных программ ("отставание" по предмету в 1-й четверти ликвидируется во 2-й четверти). В 4-й четверти за месяц до окончания учебного года проводится итоговый мониторинг выполнения учебных программ. По итогам мониторинга проводится окончательная корректировка учебных программ. 3.6. При коррекции рабочей программы следует изменять количество часов, отводимых на изучение раздела (курса). Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения раздела из программы. Корректировка учебной программы должна обеспечить прохождение учебной программы и выполнение ее практической части в полном объеме. 4. Разработка плана мероприятий по преодолению отставаний 4.1. С целью ликвидации отставания программного материала и выполнения в полном объеме теоретической и практической части учебных программ разрабатывается план мероприятий с возможностью использования: - резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения программного материала; - организации блочной и модульной подачи учебного курса по предметам; - самостоятельной работы для изучения отдельных тем; - школьного сайта Школы для реализации дистанционного обучения, использования электронных образовательных технологий; - спецкурсов, факультативных курсов, кружковой работы и других видов дополнительного образования. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение утверждается приказом директора Школы и вступает в силу с момента его утверждения. Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке. 5.2. Положение действует до принятия нового локального нормативного акта, регулирующего вопросы планирования мероприятий по преодолению отставания программного материала при реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). _______________________ Приложение 1 Начальное общее образование Сводная таблица "Выполнение рабочих программ за ____ четверть в ___ классах» Предмет Класс Кол-во часов по плану Дано Выполнение практической части программы по плану дано Отставание, его причины Вывод: Основное общее образование Сводная таблица "Выполнение рабочих программ за ____ четверть в ___ классах» Класс Предмет Учебная программа отклонения по плану дано Контрольные работы Практическая часть программы Количество часов по дано по плану плану Ф.И.О. учителя дано Вывод: Среднее общее образование Сводная таблица "Выполнение рабочих программ за ____ полугодие в ___ классах» Класс Предмет Учебная программа отклонения по плану Вывод: дано Контрольные работы Практическая часть программы Количество часов по дано по плану плану дано Ф.И.О. учителя Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы Учитель___________________ Класс Название раздела, Дата проведения Причина темы по плану корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту