Принят на заседании педагогического совета № 10 «22» марта 2024 года УТВЕРЖДЁН приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «22» марта 2024 года № 31о ПОЛОЖЕНИЕ об антикоррупционной политике МБОУ СОШ №1 1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики в Школе Антикоррупционная политика в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 города Мирный Архангельской области (далее – Школа) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности. Основополагающими нормативными правовыми актами в сфере борьбы с коррупцией являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Указ Президента РФ от 02.04.2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Рекомендации от 08.11.2013 года министерства труда и социальной защиты РФ ««Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», Устав Школы и другие локальные нормативные акты Школы. В соответствии со статьей 13.3. Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение ответственных за профилактику коррупционных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) включение в кодекс этики и служебного поведения работников организации норм действующего законодательства; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Антикоррупционная политика учреждения направлена на реализацию данных мер. 2. Используемые в антикоррупционной политике понятия и определения Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим ликом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»): а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационноправовой формы и отраслевой принадлежности. Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений. Взятка – Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). Коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав ( в том числе когда по указанию лица имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации). Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность работника (представителя организации) - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. 3. Основные принципы антикоррупционной деятельности Школы Системы мер противодействия коррупции в Школе основываются на следующих ключевых принципах: 1. Принцип соответствия антикоррупционной политики действующему законодательству. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Школе. 2. Принцип личного примера руководителя. Ключевая роль руководства Школы в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции. 3. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников Школы о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур. 4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Школы, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Школы коррупционных рисков. 5. Принцип эффективности антикоррупционных мероприятий. Применение в Школе таких антикоррупционных мероприятий, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат. 6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников Школы вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей. 7. Принцип открытости. Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Школе антикоррупционных стандартах ведения деятельности. 8. Принцип постоянного контроля. Регулярное осуществление контроля эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль за их исполнением. 4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники Школы, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика распространяется и на лица, выполняющие для учреждения работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров. 5. Определение ответственных лиц Школы за реализацию антикоррупционной политики В Школе ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности организационной структуры, материальных ресурсов является председатель антикоррупционной комиссии. Состав комиссии рассматривается на педагогическом совете Школы и утверждается приказом директора Школы. Задачи, функции и полномочия антикоррупционной комиссии определены и утверждены Положением об антикоррупциной комиссии. 6. Определение и закрепление обязанностей работников и Школы, связанных с предупреждением и противодействием коррупции Обязанности работников Школы в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех сотрудников учреждения. Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие: • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Школы; • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Школы; • незамедлительно информировать ответственное лицо или администрацию Школы о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; • незамедлительно информировать ответственное лицо или администрацию Школы о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами; • сообщить ответственному лицу или администрации Школы о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения. Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под подпись с антикоррупционной политикой Школы и локальными нормативными актами, касающимися противодействия коррупции, изданными в Школе, и соблюдать принципы и требования данных документов. Работники Школы, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики. 7. Выявление и урегулирование конфликта интересов 7.1. Конфликт интересов участников образовательных отношений Школы – ситуация, при которой у работников при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение работником профессиональных обязанностей, вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, для работников связанных с выполнением обязанностей в сфере закупок и обслуживания - личная заинтересованность и предполагаемая материальная выгода при заключении контрактов, получения товаров и услуг от организаций и физических лиц, т.е. под конфликтом интересов подразумевается заинтересованность работников в получении материальной выгоды в денежной или натуральной форме при выполнении ими своих обязанностей. 7.2. Первичным органом по рассмотрению конфликтных ситуаций в школе является Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 7.3. При возникновении ситуации конфликта интересов участников образовательных отношений должны соблюдаться права личности всех сторон конфликта. 7.4. Возникновение конфликта интересов участников образовательных отношений в Школе: 7.5. Под определение конфликта интересов участников образовательных отношений в Школе попадает множество ситуаций, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. 7.5.1. Ключевые моменты, в которых возникновение конфликта интересов участников образовательных отношений является наиболее вероятным: педагогический работник ведёт бесплатные и платные занятия у одних и тех же обучающихся; педагогический работник занимается репетиторством с обучающимися, которых он обучает; получение подарков и услуг; педагогический работник является членом жюри конкурсных мероприятий с участием своих обучающихся; небезвыгодные предложения педагогу от родителей обучающихся; небескорыстное использование возможностей родителей (законных представителей) обучающихся; нарушение установленных в Школе запретов (передача третьим лицам и использование персональной информации обучающихся и других работников); личная заинтересованность и предполагаемая материальная выгода при заключении контрактов, получения товаров и услуг от организаций и физических лиц работниками бухгалтерии, библиотеки, столовой; передача персональной информации об обучающихся их родителях (законных представителях) третьим лицам, незаконная выдача льготных справок и т.д. 7.5.2. Администрация Школы, председатель или члены антикоррупционной Комиссии, которым стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, директор Школы может принять меры вплоть до временного (на период рассмотрения конфликта) отстранения работника от занимаемой должности. 7.6. Ограничения, налагаемые на работников Школы при осуществлении ими профессиональной деятельности. 7.6.1. В целях предотвращения возникновения (появления) условий (ситуаций), при которых всегда возникает конфликт интересов в Школе устанавливаются ограничения, налагаемые на работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. 7.6.2. На работников Школы при осуществлении ими профессиональной деятельности налагаются следующие основные ограничения: запрет на ведение бесплатных и платных занятий у одних и тех же обучающихся; запрет на занятия репетиторством с обучающимися, которых он обучает; запрет на членство в жюри конкурсных мероприятий с участием своих обучающихся за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных коллегиальным органом управления; запрет на использование с личной заинтересованностью возможностей родителей (законных представителей) обучающихся и иных участников образовательных отношений; запрет на получение педагогическим работником подарков и иных услуг от родителей (законных представителей) обучающихся за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных коллегиальным органом управлении; запрет на передачу третьим лицам и использование персональной информации обучающихся и других работников; запрет на единоличное заключение контрактов, получения товаров и услуг от организаций и физических лиц работниками бухгалтерии, библиотеки, столовой; Запрет на незаконную выдачу льготных справок и т.д. 7.6.3. Работники Школы обязаны соблюдать установленные п. 7.6.2. настоящего раздела ограничения и иные ограничения и запреты, установленные локальными нормативными актами Школы. 7.7. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов при осуществлении педагогическими работниками профессиональной деятельности: 7.7.1. Случаи возникновения у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются и (или) урегулируются в целях недопущения причинения вреда законным интересам иных участников образовательных отношений. С целью предотвращения возможного конфликта интересов в Школе реализуются следующие мероприятия: при принятии решений, локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников Школы, учитывается мнение Школьного родительского комитета, представителя трудового коллектива, представителя профсоюзной организации Школы, Совета Школы; обеспечивается прозрачность, подконтрольность и подотчётность реализации всех принимаемых решений, в исполнении которых задействованы работники и иные участники образовательных отношений; обеспечивается информационная открытость Школы в соответствии с требованиями действующего законодательства; осуществляется чёткая регламентация деятельности работников внутренними локальными нормативными актами; обеспечивается введение прозрачных процедур внутренней оценки для управления качеством образования; осуществляются иные мероприятия, направленные на предотвращение возможного конфликта интересов. 7.7.2. Работники Школы обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов при осуществлении ими профессиональной деятельности. 7.7.3. В случае возникновения конфликта интересов работник незамедлительно обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя директора Школы. 7.7.4. Директор Школы в трёхдневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан вынести данный вопрос на рассмотрение Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 7.7.5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений при рассмотрении вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов, является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. 7.7.6. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений при рассмотрении вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов, может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 7.7.7. До принятия решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений директор Школы, в соответствии с действующим законодательством принимает все необходимые меры по недопущению возможных негативных последствий возникшего конфликта интересов для участников образовательных отношений. 7.7.8. Директор Школы, когда ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов, в порядке, установленном законодательством. 8. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции 8.1. Школа принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Школе (работникам школы) стало известно. 8.2. О случаях коррупционных правонарушений в правоохранительные органы сообщает директор Школы или председатель антикоррупционной комиссии. 8.3. Школа берет на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения. 8.4. Сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется в форме: - оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Школы по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; - оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия. 8.5. Школа и ее работники обязаны оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. 8.6. Школа и работники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов. 9. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики 9.1. При несоблюдении требований антикоррупционной политики директор Школы может налагать дисциплинарные взыскания на работников Школы, предусмотренные законодательством РФ, вплоть до увольнения с работы. 10. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту. _______________________