Положение об индивидуальном проекте обучающихся на уровне СОО

Принят на заседании
педагогического совета № 10
«20» марта 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте обучающихся на уровне среднего общего
образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской
области

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном проекте обучающихся на уровне
среднего общего образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 1 города Мирного Архангельской области (далее Положение) разработано на основе Закона Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29 декабря
2012 года «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее - ФГОС СОО), основной образовательной программы среднего общего образования
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 1 города Мирного Архангельской области (далее - Школа).
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Школы по организации
работы над индивидуальным проектом обучающихся на уровне среднего общего
образования.
1.3. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная
деятельность по разрешению одной из актуальных проблем культуры, общества, природы,
осуществляемая обучающимся самостоятельно под руководством учителя (руководителя) по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов
любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно­
исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
1.4. Индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект) является
объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных
обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Выполнение индивидуального
проекта (далее - проект) является обязательным предметом учебного плана.
1.5. Проект выполняется обучающимся 10 класса в течение одного учебного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Проект должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
2. Цели и задачи выполнения проекта
2.1. Для обучающихся:
Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области
будущей профессиональной деятельности.
2.2. Для педагогов:
Создание условий для формирования УУД обучающихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
2.3. Задачами выполнения проекта являются:

- обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать
шаги по её достижению, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей
работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать);
- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
- формирование и развитие навыков публичного выступления;
- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

3. Возможные типы проектов и формы их представления
3.1.Типы учебных проектов (по Е.С.Полат) по доминирующей деятельности;
информационные,
исследовательские,
творческие, прикладные
или
практико­
ориентированные .
- Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с
последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным
представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности
систематической коррекции по ходу работы над проектом.
- Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов
исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта,
обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости,
продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки
результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным
исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач
исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов
решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов (подтверждение или
опровержение гипотезы). Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по
времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной
внеурочной работой.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
• естественно - научные исследования;
• исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной
программы, например в психологии, социологии);
• экономические исследования
• социальные исследования;
• научно-технические исследования.
- Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы,
но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку
горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения
экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого
начала продукт деятельности участников проекта, а результат обязательно ориентирован на
социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись,
спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
- Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и
способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой
логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых,
планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре,
экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок,

сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных
программ.
3.2.
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт
деятельности):
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты:
• сценарии мероприятий;
• фотоотчёты;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители)и др.

4. Организация проектной деятельности
4.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся 10 класса в Школе
осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе (далее - заместитель
директора по УВР) в соответствии со своей компетенцией.
4.2. Заместитель директора по УВР:
- организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана;
- распределяет учебную нагрузку педагогов по руководству проектами;
- представляет для утверждения на школьный методический совет перечень тем
проектных работ, выбранных обучающимися и согласованных с руководителями проектов;
- организует публичную защиту проектов, составляет график защиты проектов.
4.3. Руководителем проекта может быть любой педагогический работник Школы.
4.4. Руководители проектов:
- оказывают помощь в формулировке темы проекта;
- организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе
выполнения проектной работы, осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут
ответственность за качество представленных к защите проектов;
- контролируют выполнение обучающимися плана работы по выполнению проекта.
4.5. Обучающиеся 10 класса самостоятельно выбирают предметную область, в которой
будет осуществляться проект, и руководителя проекта из числа педагогических работников
Школы. По желанию у обучающегося могут быть консультанты из числа педагогических
работников Школы или иной образовательной организации, родители (законные
представители). Свои действия консультанты согласуют с руководителем проекта.
4.5.
Темы проектов определяются обучающимися или могут быть предложены
педагогом.
5. Этапы и примерные сроки работы над проектом
5.1.
В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя
проекта планирует свою деятельность по этапам (Приложение 1): подготовительный,
основной, заключительный:
• Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
Согласованные темы проектов утверждаются методическим советом Школы не позднее 10
октября текущего года.

№
п/п

Фамилия
Имя
Отчество

Тема

Лист согласования тем проектов
Руководитель Предметная Предполагаемый
область
результат
проекта
(конечный
продукт)

Проект(П)
или
Исследование
(И)

• Основной этап (октябрь - март): совместно с руководителем проекта разрабатывается
план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
• Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы.
5.2. Проект выполняется обучающимся в соответствии с планом - графиком
(Приложение 3) и планом - графиком индивидуальных консультаций (Приложение 4),
согласованным с руководителем проекта. Экземпляры данных документов находятся и у
обучающегося, и у руководителя проекта.
5.3. Контроль за соблюдением сроков выполнения обучающимся проекта
осуществляют заместитель директора по УВР, руководитель проекта (Приложение 2) и
классный руководитель.

6. Результаты выполнения проекта
Результаты выполнения проекта должны отражать:
- сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры и др.);
Обучающийся сможет:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно­
познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
• формулировать научную гипотезу, ставить цельв рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования
на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.

7. Процедура защиты проекта
7.1. Защита выполненных проектов обучающихся 10-х классов проводится в Школе не
позднее 30 апреля текущего учебного года.
7.2. Школа организует в дополнительные сроки защиту проекта для обучающихся,
отсутствовавших в основной срок защиты по уважительной причине.
7.3. Для защиты проекта приказом директора утверждается график защиты проектов,
состав экспертной комиссии (далее - комиссия).
7.4. Возглавляет комиссию заместитель директора по УВР. В состав комиссии входят
руководители школьных методических объединений, педагогические работники Школы.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
7.5. Комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного обучающегося. По решению комиссии лучшие работы обучающихся могут быть
поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, семинары и
конкурсы муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

7.6. Процедура защиты проекта состоит из публичного выступления обучающегося (до
7 минут), в котором раскрывается актуальность, поставленные задачи, суть проекта и
выводы. Далее следуют ответы на вопросы по теме проекта (до 5 минут).
7.7. Рекомендуемый план выступления на защите проекта:
- Тема и краткое описание сути проекта.
- Актуальность проекта. Цель, задачи.
- Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
- Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
- Ход реализации проекта.
- Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
- Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.

8. Оценивание проекта обучающегося
8.1. Для оценивания проектной работы комиссия руководствуется уровневым подходом
сформированности навыков проектной деятельности.
8.2. Индивидуальный проект оценивается в баллах в три этапа: оценка деятельности
обучающегося в ходе работы над проектом, оценка за содержание проекта и оценка по
результатам защиты проекта (Приложение 5).
8.3. Полученные баллы за каждый этап переводятся в отметку в соответствии с
таблицей.
____
Базовый уровень
отметка «удовлетворительно»
4-6 первичных баллов
Повышенный уровень
отметка «хорошо»
7-9 первичных баллов
10-12 первичных баллов
отметка «отлично»
8.4. Руководитель проекта передает комиссии заключение «Лист оценки деятельности
обучающихся в ходе выполнения индивидуального проекта» (Приложение 6) и рецензию за
выполненную работу обучающимся (Приложение 7) до начала защиты проекта.
8.5. Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект
определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и
членами комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании
правил математического округления.
8.6. Обучающиеся, представившие проект на муниципальных, региональных,
межрегиональных или всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях и ставшие
призерами и победителями, освобождаются от процедуры защиты в Школе и получают
отметку «отлично».
8.7. Документом строгой отчётности по реализации проекта является «Отчёт
успеваемости обучающихся по проектной деятельности», в котором фиксируются итоговые
отметки в целом за проект. Отчёт включается в бумажную версию классного журнала в
целях обеспечения выполнения требований к архивному хранению журнала.
8.8. Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется обучающемуся в личное
дело обучающегося и в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» в соответствии с
порядком заполнения, учёта и выдачи аттестатов о среднем общем образовании.
8.9. Протоколы экспертной комиссии по оценке проекта обучающихся 10 класса
(Приложение 6, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10) хранятся в Школе 5 лет,
проектные работы хранятся 1 год и уничтожаются в соответствии с актом.
9. Требования к оформлению проекта
9.1. Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть,

заключение, список использованной литературы, приложения.
• Титульный лист (Приложение 11) оформляется по единым требованиям. Он должен
содержать:
название образовательной организации;
вид работы;
тему работы;
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс, образовательная организация);
сведения о руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы);
год выполнения работы.
• В содержании должны быть включены: (Приложение 12)
введение;
названия глав;
заключение;
список использованной литературы;
приложение.
• Введение должно включать в себя:
- формулировку поставленной проблемы или гипотезы (для исследования);
- обоснование актуальности выбранной темы;
- определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы;
- краткий обзор используемой литературы и иных источников (при необходимости);
- степень изученности данного вопроса;
- сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения;
• Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем, а именно:
- описание основных рассматриваемых фактов;
- описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения
(эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.);
- описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
Основная часть делится на главы.
• В заключении в лаконичном виде формулируются:
- выводы и результаты, полученные автором;
- направления дальнейших исследований и предложения по возможному
практическому использованию результатов исследования.
• Список использованной литературы оформляется согласно следующим образом:
- все произведения размещаются строго в алфавитном порядке;
- каждое произведение начинается с фамилии, а не с инициалов;
- соблюдать очерёдность различных типов источников: законодательные и
нормативные акты; учебники, книги, монографии; журналы, газеты - периодическая печать;
электронные носители.
Примеры оформления:
Книги: Гоголь Н.В. Нос. - М.: Мысль, 1979. - 40с.
Статьи: Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в
школе. - 2016 —№ 3. - с.7
Электронного ресурса: Научная электронная библиотека РусАрх [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/, свободный - (05.12.2019)
Порядок цитирования
Источником цитаты должно быть цитируемое издание, где цитируемый текст приведён
в качестве выдержки. Разрешается цитирование только логически законченного фрагмент
текста, т.е. цитирование с полнотой, гарантирующей неизменность передачи смысла в

источнике и цитате. Цитаты заключаются в кавычки. Работы авторов рекомендуется
цитировать по последнему изданию.
Каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска. Сноске
присваивается номер. Нумерация сносок сквозная (с отсылкой к списку литературы,
помещаемому в конце работы). Пример сквозной нумерации сносок: «Суверенное
государство - это политически независимое государство, обладающее самостоятельность во
внутренних и внешних делах» [5. с.12]. После упоминания о произведении в тексте работы
проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке
использованной литературе.
Допустимо цитирование источника внизу страницы в соответствии с требованиями об
оформлении списка литературы.
• Приложения оформляются после списка литературы. Располагать приложения
следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом
верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово
«Приложение» без точки в конце. Приложения нумеруются арабскими цифрами.
Если иллюстрации (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото) достаточно
громоздкие, то они могут быть представлены в приложении, а в тексте необходимо дать
ссылку на неё.
9.2. Требования к оформлению текста работы
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 14, с интервалом между строк - 1,5.
Размер полей: левое - 3 см, верхнее и нижнее - 2 см, правое - 1,5 см.
Ориентация - книжная, выравнивание - по ширине, отступ для абзаца 1,25 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Нумерация страниц работы
производится в правом нижнем углу арабскими цифрами. Страница с Содержанием работы,
таким образом, имеет номер «2».
Все разделы Содержания в работе (название глав, заключение, список использованной
литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
В заголовках недопустимы концевые точки.
Текст не должен содержать переносы слов.
Названия подглав/пунктов с двойной нумерацией - 1.1., 1.2...и тройной нумерацией1.1.1., 1.1.2. ... - выравнивание по левому краю, не отрывать от следующего абзаца (нет
пробелов), не разрывать абзац.
В случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что нумерация
иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по
главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2. и т.д.).
Объём текста проектной работы - 20 - 40 страниц (без Приложений).

10. Права и обязанности
10.1. Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР обязан:
• создать нормативно-правовую базу для организации проектной деятельности в
Школе;
• организовать
методическое
сопровождение
творческого
сотрудничества
руководителей проектов и обучающихся;
• обеспечить квалифицированное кадровое сопровождение индивидуальной проектной
деятельности обучающихся;
• обеспечить финансовые, материально-технические, информационные, учебно­
лабораторные условия для реализации проекта обучающимися.

Заместитель директора по УВР имеет право:
• осуществлять контроль качества профессиональной деятельности руководителей
проектов и учебно-познавательной деятельности обучающихся в рамках реализации проекта;
• консультировать руководителей проектов, обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам совершенствования деятельности в рамках проектной
деятельности.
10.2. Руководитель проекта
Руководитель проекта обязан:
• обеспечить обучение методике учебного проектирования;
• обеспечить организационно - педагогическое сопровождение по формированию у
обучающихся навыков учебного проектирования;
• обеспечить организационно - педагогическое сопровождение по формированию у
обучающихся навыков работы с информацией (поиск, сбор, структуризация, систематизация,
хранение, использование);
• обеспечить организационно педагогическое сопровождение реализации
обучающимся проекта и подготовки к презентации;
• создать комфортные психологические условия (мотивация, режим сотрудничества,
педагогическая поддержка);
• осуществлять контроль выполнения плана проекта;
• повышать свой профессиональный уровень в сфере управления проектами, при
руководстве разработкой, реализацией, подготовкой к презентации результатов проекта, а
также при подготовке отзыва и оценивании;
• информировать классного руководителя 10 касса, родителей (законных
представителей) обучающегося о несоблюдении плана - графика выполнения проекта,
пропусках консультаций без уважительной причины;
• руководствоваться настоящим Положением.
Руководитель проекта имеет право:
• требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы,
ответственного отношения к работе;
• использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
• обратиться за помощью к заместителю директора по УВР в случае систематического
несоблюдения обучающимся плана-графика выполнения проекта, иных нарушений.
10.3. Обучающийся
Обучающийся обязан:
• ответственно и добросовестно относиться к деятельности по разработке, реализации,
презентации результатов проекта;
• следовать плану-графику выполнения проектной работы;
• продуктивно выполнять рекомендации руководителя проекта;
• посещать
консультации
руководителя
по
индивидуальному
учебному
проектированию;
• соблюдать сроки запланированных мероприятий;
• при разработке, реализации, презентации результатов проекта руководствоваться
настоящим Положением.
Обучающийся имеет право:
• на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения проекта;
• использовать для выполнения проекта ресурсы Школы;
• обращаться за помощью к заместителю директора по УВР в случае непродуктивного
сотрудничества с руководителем проекта.

10.4. Классный руководитель
Классный руководитель 10 класса обязан:
• осуществляет контроль посещения обучающимися консультаций руководителя
проекта;
• информирует родителей (законных представителей) обучающегося о систематическом
несоблюдении обучающимся плана-графика выполнения проекта, иных нарушений;
• выставляет оценки обучающихся класса за проект в отчётные документы Школы.
Классный руководитель 10 класса имеет право:
• обращаться за помощью к заместителю директора по УВР в случае непродуктивного
сотрудничества обучающегося с руководителем проекта.

Приложение 1
Характеристика этапов реализации индивидуального проекта
Содержание работы

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность
руководителя проекта

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
1. Выдвижение идеи
проекта

Предварительное формулирование
темы и основных целей выполнения
проекта

Обсуждают идею, собирают
информацию, выдвигают свои
формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования,
участвует в обсуждении идеи,
помогает формулировать тему и цели

2. Составление
письменного плана
выполнения
проекта

Определение источников информации,
выбор методов выполнения и формы
представления отчета, распределение
обязанностей между участниками
проекта (для группового проекта),
составление плана действия

Вырабатывают конкретный план
индивидуальных и совместных
действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования,
корректирует планы работы, помогает
сформулировать задачи

Основной этап (октябрь-март)
3.Выполнение проекта

Осуществление действий по сбору,
анализу и
обработке
полученной
информации.

Выполняют
исследовательскую,
информационную,
практико­
ориентированную
работу
по
проекту, советуются между собой
и учителем, накапливают материал

Наблюдает за работой и косвенно
руководит (корректирует действия)

4.3авершение проекта,
оценка
содержания
проекта (не позднее,
чем за 2 недели до
защиты проекта)

Заключительный анализ полученной
информации, самооценка проведенной
над проектом работы.

Анализирует
информацию,
выясняют
ее
недостатки,
оценивают
созданный
собственным трудом объект

Помогает выполнить самоанализ,
участвует в оценке созданного
объекта, в соответствии с критериями
оценивания

Заключительный этап (апрель):
5. Подготовка защиты
проекта

Работа
по
оформлению
проекта,
выступления на защиту, презентации
проекта в соответствии с выбранной
формой

Оформляют
проект,
готовят
выступление и презентацию.

Помогает составлять выступление,
презентацию,
корректирует
окончательный вариант.

6. Защита проекта и
его оценка

Определение
проекта

Представляют
свой
проект,
отвечают
на
вопросы
по
содержанию проекта, оценивают
достоинства и недостатки.

Слушает, задает вопросы, оценивает
работу,
креативность,
самостоятельность
выполнения
работы,
обоснованность
использования
информационных
источников,
соответствие
выступления заявленным критериям.

ценности

выполненного

Приложение 2
Примерный календарный план организации работы по подготовке и реализации индивидуальных проектов обучающихся
№
п/п
1

Содержание
Определение
тематики и видов
проектов. Выбор и
утверждение тем
проектов

Сроки
(примерные)

Деятельность
обучающегося
Выбирает тему проекта и
руководителя проекта

Деятельность руководителя
проекта
Доводит до сведения
обучающихся, их родителей
перечень тем и видов проектов
обучающихся. Формирует группу
обучающихся, проектами которых
будет руководить

Определяет этапы работы
над проектом и
содержание каждого из
них. Осуществляет
планирование
деятельности по этапа.
Работает над проектом в
соответствии с
индивидуальным планом

Оказывает консультационную
помощь обучающимся по
вопросам содержания работы над
проектом на каждом этапе

2

Разработка
содержания этапов
проекта

3

Реализация проекта

4

Оформление
результатов проекта

Оформляет портфолио
проекта, готовит текст
выступления.

5

Защита проектов

Представляет результаты
проекта, проводит
самоанализ своей
деятельности

Оказывает консультационную
помощь обучающимся по
вопросам реализации проекта и
подготовки итогового продукта
проекта
Консультирует обучающихся по
вопросам оформления портфолио
проекта и подготовки устного
выступления
Организует предзащиту проектов
в малых группах, проводит анализ
и корректировку тезисов
выступления и формы

Деятельность
заместителя директора по УВР
Проводит методический совет по
утверждению тем проектов,
определению состава руководителей
проектов, экспертов, аттестационной
комиссии. Формирует сводную
информацию о выборе проектов
обучающимися
Осуществляет контроль за
выполнением плана индивидуальных
консультаций в ходе работы над
проектом
Осуществляет контроль за
деятельностью руководителя проекта
на этапе реализации проекта
Определяет сроки предоставления
результатов проекта для составления
графика индивидуальной защиты
назначения экспертных комиссий.
Организует подготовку и проведение
процедуры защиты проектов в
соответствии с Положением.
Формирует сводные ведомости по

презентации
6

Анализ
результатов,
принятие
управленческих
решений по
корректировке
проектной
деятельности

Вносят предложения по
корректировке организации
работы над учебным проектом по
результатам защиты

результатам проведения защиты
проектов
Анализирует полученные результаты,
рассматривает внесенные предложения
и готовит вопрос для рассмотрения
педагогическом совете

Приложение 3
План-график выполнения проекта
Автор
Тема
Руководитель
Порядок выполнения работа

1. Организационный этап
Формулировка темы проекта
Выбор направления, формы представления конечного
результата
Постановка проблемы
Определение критериев результативности
Формулировка цели и задач проекта
Создание концепции проекта, анализ ситуации,
прогнозирование последствий
Определение доступных ресурсов
План выполнения проекта
2. Этап выполнения проекта
Поиск, отбор, систематизация, анализ, оформление
информации
Моделирование
Предварительный контроль достижения результата
Доработка (коррекция) полученных результатов
3. Оформление разделов работы
Титульный лист
Введение
Основная часть
Заключение
Составление списка использованной литературы
Приложения к проектной работе
4. Подготовка к защите проектной работы
Подготовка выступления (не более 7 минут)
Презентация
Репетиция выступления
Рецензирование проекта руководителем

Срок
выполнения

Отметка
руководителя о
выполнении

Приложение 4
План - график
индивидуальных консультаций в ходе работы над индивидуальным проектом
ученика(цы)____класса
ФИО обучающегося

№
п/п

Содержание консультации

1.

Определение темы, списка необходимой литературы,
источников информации

2.

Составление плана работы над проектом,
определение цели и задач

3.

Формулировка проблемы и обсуждение способов её
разрешения

4.

Выбор необходимого инструментария для работы
над проектом (материально-технические ресурсы)

5.

Создание тезисов по каждому разделу проекта и их
доказательство

6.

Создание целостного текста проекта (оформление
конечного результата, продукт) и его редактирование

7.

Формулировка выводов и обобщений.

8.

Подготовка к защите проекта. Оформление
портфолио проекта.

9.

Подготовка презентации проекта

10.

Тренировочное публичное выступление.
Корректировка

11.

Защита проекта

Срок

Кол-во часов

Приложение 5
Критерии оценки деятельности в ходе выполнения индивидуального проекта (1 этап)
_____________ ________ (оценивает руководитель проекта)______________________
Критерии
Уровни сформированности навыка планирования и осуществления исследовательской
деятельности
Базовый уровень (1 балл)
Повышенный уровень (2-3 балла)
К1. Актуальность выбранной темы
Учащийся подбирает тему с помощью Учащийся выбирает и формулирует тему
учителя (руководителя проекта)
проекта самостоятельно и аргументированно
К2. Активность в процессе работы над
проектом (исследованием)

Учащийся не проявил должной активности и
заинтересованности, в работе отсутствовала
системность.
Несвоевременно пройдены все необходимые
этапы работы

КЗ. Оформление работы

Работа оформлена с учетом требований.
Допущены незначительные ошибки

К4. Публичная презентация результатов
работы (предзащита)

Учащийся частично представил результаты Учащийся представил результаты своей
своей работы
работы на предзащите в полном объеме в
соответствии с требованиями

Учащийся
систематически
и
активно
работал, взаимодействовал с научным
руководителем,
проявлял
в
работе
заинтересованность и самостоятельность.
Своевременно пройдены все необходимые
этапы работы
Оформление
работы
полностью
соответствует требованиям

Критерии оценки содержания индивидуального проекта (2 этап)
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Содержание критерия
Критерий
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
К1.
Способность поставить проблему и Работа в целом свидетельствует
Работа в целом свидетельствует о способности
выбрать способы её решения, найти и о способности самостоятельно
Самостоятельное
самостоятельно ставить проблему и находить
обработать
информацию, с опорой на помощь руководителя пути
приобретение
её
решения;
продемонстрировано
знаний и решение формулировать
выводы
и/или ставить проблему и находить пути свободное владение логическими операциями,
проблем
обоснование и реализацию/апробацию её решения; продемонстрирована навыками критического мышления, умение
принятого решения, обоснование и способность приобретать новые самостоятельно мыслить; продемонстрирована
создание модели, прогноза, модели, знания и/или осваивать новые способность на этой основе приобретать новые
макета, объекта, творческого решения и способы
действий,
достигать знания и/или осваивать новые способы
т. П.
более
глубокого
понимания действий,
достигать
более
глубокого
изученного
понимания проблемы
К2.
Умение раскрыть содержание работы, Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное владение
Знание предмета
грамотно и обоснованно в соответствии содержания выполненной работы. предметом проектной деятельности. Ошибки
с рассматриваемой проблемой/темой В работе отсутствуют грубые отсутствуют
использовать имеющиеся знания и ошибки
способы действий.
Умение самостоятельно планировать и Продемонстрированы
навыки Работа
КЗ.
тщательно
спланирована,
управлять
своей
познавательной определения темы и планирования последовательно
Регулятивные
реализована,
логически
деятельностью
во
времени, работы, нет грубых ошибок в грамотна и доведена до комиссии
действия
использовать ресурсные возможности структуре работы
для достижения целей, осуществлять Работа доведена до конца и
выбор конструктивных стратегий в представлена комиссии
трудных ситуациях
Умение ясно изложить и оформить Продемонстрированы
К4.
навыки Тема ясно определена и пояснена. Текст
выполненную работу, представить её оформления проектной работы и хорошо
Оформление
структурированы.
Все
мысли
результаты
пояснительной
записки. выражены ясно, логично, последовательно,
Допущены
незначительные аргументировано. Выполнены все требования
ошибки
к оформлению работы Работа вызывает
интерес.

Критерий
К1.
Содержание

К2.
Грамотность и
научность речи

КЗ.
Коммуникация
К4.
Оформление
презентации

Критерии оценки защиты индивидуального проекта (3 этап)
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Содержание критерия
Повышенный (2-3 балла)
Базовый (1 балл)
Тема сформулирована
Тема сформулирована оригинально и раскрыта. В
Тема сформулирована
оригинально и полностью
выступлении представлены:
оригинально и раскрыта в
полном объёме. Однако, имеется раскрыта
- вступление;
- цель и задачи проекта;
2-3 нарушения
- исследовательская часть; - авторские находки;
- обоснованные выводы;
- заключение;
- библиография с перечислением всех использованных
ресурсов
Докладчик изъясняется ясно,
Имеются нарушения в
Докладчик:
логично, последовательно,
- изъяснялся кратко, четко и понятно;
логичности изложения
аргументировано.
представленного материала.
- владеет специальной терминологией
Грамотно использует
Докладчик допускает речевые
терминологию, не допускает
ошибки и ошибки в
речевых ошибок
использовании терминологии
Автор свободно отвечает на
Докладчик испытывает
Докладчик:
вопросы.
- ясно излагает работу, представляет её результаты;
затруднение при ответе на
Регламент выступления
вопросы.
-аргументировано отвечает на вопросы;
Регламент выступления нарушен соблюдён
- соблюдает регламент выступления.
Оформление презентации
В оформлении презентации
Оформление презентации отвечает следующим
отвечает требованиям
допущены ошибки (не более 2)
требованиям:
- соблюдается единый стиль оформления;
- текст, фон, цвет сочетается с графическими элементами;
- слайды не перегружены текстом;
- анимационные эффекты (если таковы имеются)
поддерживают содержание информации на слайде, а не
отвлекают от него;
- все ссылки работают;
- орфографические и пунктуационные ошибки
отсутствуют

Приложение 6
Заключение
Лист оценки деятельности обучающихся в ходе выполнения индивидуального проекта
№
п/п

ФИО
обучающегося

Тема проекта

1.

Отметка
руководителя
проекта

Подпись

2.

...
Приложение 7
Рецензия руководителя индивидуального проекта
(примерный макет)
РЕЦЕНЗИЯ
на индивидуальный
проект (исследовательскую работу) по теме «Название»,
выполненный обучающимся 10 «___» класса _______________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося)
Настоящая работа представляется актуальной в силу того, что полученный результат ...что создано... имеет практическую значимость для ... кого, где и кем может
использоваться...
Уникальность результата выполнения проекта заключается в ... Автором определены
критерии результативности ...какие... , создана концепция проекта ...какая... , определены
доступные ресурсы.
Цель проекта - ...формулировка... - реализована полностью (или частично), создано
новое, оригинальное произведение по замыслу и силами автора. Задачи сформулированы
конкретно, диагностируемо. Тема, цели и задачи проекта согласованы между собой.
Автором разработана методика и план реализации проекта; для выполнения каждой
конкретной задачи подробно разработаны содержание и порядок действий автора.
Осуществлена оценка эффективности и результативности.
Описание работы содержит все требуемые разделы. Работа выполнена самостоятельно
(или частично).
Данная работа «По критериям оценивания деятельности обучающихся в ходе
выполнения индивидуального проекта набрала___ баллов.
Автору рекомендовано: ...что конкретно сделать для улучшения работы или
рекомендация о направлении работы на какой-то конкурс и т.д....
Таким образом, указанная работа рекомендуется к защите.
Руководитель проекта
Дата

(Фамилия И.О.)

Приложение 8
Протокол
оценивания содержания проектной работы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

ФИО
обучающегося

Члены комиссии:

К1

К2

КЗ

К4

Всего
баллов

Отметка

Приложение 9
Протокол
защиты индивидуальных проектов обучающихся
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

ФИО
обучающегося

Члены комиссии:

К1

К2

КЗ

К4

Всего
баллов

Отметка

Приложение 10
Итоговый протокол оценки индивидуального проекта обучающихся 10 «___» класса
№
п/п

ФИО
обучающегося

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Члены комиссии:

Тема проекта

Выполнение
проекта
всего отметка
баллов

Защита
Содержание
проекта
проекта
всего отметка всего отметка
баллов
баллов

Итоговая
отметка
за проект

Приложение 11
Образец оформления титульного листа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Мирного Архангельской области

Проектная работа
«Тема»

АВТОР:
ФИО,
ученик 10 «___» класса
МБОУ СОШ № 1
г.Мирного Архангельской области
Руководитель проекта:
ФИО,
учитель предмет МБОУ СОШ № 1
г.Мирного Архангельской области

г. Мирный
20

Приложение 12
Образец оформления содержания и структуры проектной работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

3

ГЛАВА 1. Название главы.................................................................................

5

1.1. Наименование.........................................................................................

5

1.2. Наименование.........................................................................................

7

ГЛАВА 2. Название главы.................................................................................

11

2.1. Наименование.......................................................................................

11

2.2. Наименование.....................................................................................

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ............................................................................................... 23
И

т.д.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».