5 Экология растений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Экология растений» является составной частью
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учетом Примерных программ
по предметам; авторской программы «Экология растений» И.М. Швец. Издательство
«ВентанаГраф». М.-2019.; учебника: Экология растений. А. М. Былова, Н. И. Шорина.
Издательство «Вентана-Граф». М.-2019.
Программа учебного курса «Экология растений» продолжает вводить основные
экологические понятия, с которыми обучающиеся начинают знакомиться в учебном курсе
«Окружающий мир». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор»,
«взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с
окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается
перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными
экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические
группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены
основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Цель курса:
 изучение многообразия растений и форм взаимоотношений между растениями и
окружающей их средой с целью ориентации обучающихся на бережное отношение к
природе.
Задачи:
 формирование у обучающихся познавательного интереса к природе родного края
(растений);
 углубить знакомство школьников с многообразием взаимоотношений растений с
окружающей средой;
 нацеливание на правильное поведение в природе, бережное отношение к окружающей
среде родного края;
 формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках экологии растений, биологии и
в реальной жизни для решения практических задач.
Место предмета в учебном плане:
Учебная программа учебного курса «Экология растений» для 5 класса рассчитана на 1
час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Экология растений»
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

 выделять существенные признаки биологических объектов (семян, корней, побегов,
почек, листьев, стеблей, цветков, соцветий, плодов) и процессов, характерных для живых
организмов;
 знать основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, обмен
веществ, рост, развитие, размножение) и их особенности протекания;
 выделять существенные признаки и различия в классификации растений;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на
примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
 называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с
помощью различных органов чувств;
 приводить примеры экологического неблагополучия среди растений, различных форм
взаимодействия между растениями, разнообразия реакций растений на изменение различных
экологических факторов, редких и охраняемых растений своего региона;
 объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности
распространения растений в зависимости от действия экологических факторов;
 давать характеристику основным видам приспособлений растений к различным
экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания растений;
 объяснять взаимоотношения между растений разных видов, состояние растительных
сообществ;
 объяснять значение различных экологических факторов для существования растений
в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия растительного
мира для устойчивого развития экосистем;
 понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
растений, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов растений и в
уменьшении их биоразнообразия;
 объяснять роль и значение растений в распространении живого вещества на планете
Земля;
 прогнозировать изменения в развитии растительного мира Земли под воздействием
природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества;
 называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из
одной формы в другую;
 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее;
 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных
растений;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Планируемые личностные результаты
 знать основные принципы отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Планируемые метапредметные результаты
Универсальные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
 знание основных принципов и правил отношения к природе;
 знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
 значимость концепции устойчивого развития.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
 готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
 овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
 формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
 в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию
установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
 овладеть научным подходом к решению различных задач;
 овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
 осознать значимость ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
 экосистемная познавательная модель и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды;
 целостность научной картины мира;
 понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Содержание учебного курса
Содержание
Экология растений: раздел науки и учебный предмет
Свет в жизни растений
Тепло в жизни растений
Вода в жизни растений
Воздух в жизни растений
Почва в жизни растений
Животные и растения
Влияние растений друг на друга

Кол-во часов
2
3
3
3
3
3
2
1

Грибы и бактерии в жизни растений
Сезонные изменения растений
Изменение растений в течение жизни
Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни
растений
Жизненные формы растений
Растительные сообщества
Охрана растительного мира
Всего часов

2
2
1
2
1
4
2
34

Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2часа)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых
организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их
средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология
растений, растительные сообщества.
Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.
(Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным
организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)
Свет в жизни растений (3 часа)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как
экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого
дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые
и тенелюбивые растения.
Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей
местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе
работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и
развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений
под микроскопом. (Под микро-скопом изучаются микропрепараты листьев камелии и
герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением
относительно направления световых лучей.)
Тепло в жизни растений (3 часа)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания
семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие
температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса,
теплолюбивые растения.
Практическая работа. Определение среднегодовой и среднесезонных температур
своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и
среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений. С помощью
учителя по справочникам определяются сельскохозяйственные растения, наиболее
приспособленные к выращиванию в своей местности.)
Вода в жизни растений (3 часа)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания,
охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению
к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни,
влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Практические работы. Определение количества дождливы и засушливых дней в
году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность
растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и
тепла для прорастания семян.)
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Лабораторная работа.
Знакомство с водными, влаголюбивыми и
засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам
проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с
разным отношением к влаге.)
Воздух в жизни растений (3 часа)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни
растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление
растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые
растения.
Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и
распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью
лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С
помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
Почва в жизни растений (3 часа)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие
почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное
питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и
минеральные удобрения, эрозия почв.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на
прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли,
в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы
доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа
почвы.)
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в
это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного
хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания
комнатных растений.)
Животные и растения (2 часа)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и
распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животныеопылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы
распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются
приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных
приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у
растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы —
жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)
Влияние растений друг на друга (1 час)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы
взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к
различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью
гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются
приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)
Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность
жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза,
фитофтороз.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных
экземплярах.)
Сезонные изменения растений (2 часа)
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни
растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой.
Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный
покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей
экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно
познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать
взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой
организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние
условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)
Изменение растений в течение жизни (1 час)
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных
экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.
Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости,
период зрелости.
Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни
растений (2 часа)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как
показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая
и узкая приспособленность.
Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам
учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники» (авт.: И.Н. Пономарева и др.)» учебника «История средних веков» (авт.: М.В.
Пономарев и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах
развития общества.)
Жизненные формы растений (1 час)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных
климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья;
суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и
деревья-рощи.
Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном
участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном
участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном
распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)
Растительные сообщества (4 часа)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные
растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние
растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном

сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная
расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ,
видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка,
городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние
растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень
антропогенного влияния на растения.)
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Охрана растительного мира (2 часа)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга,
охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия
«Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России»
учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть
возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)
Тематическое планирование учебного курса
№
п/п

Тема

1
2

Экология как наука. Среда обитания и условия существования
Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и
животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный
предмет
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как
экологический фактор
Экологические группы растений по отношению к свету
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания
семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор
Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений
по отношению к теплу
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла
растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей
среды.
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания,
охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
Влажность как экологический фактор
Экологические группы растений по отношению к воде
Приспособление растений к различным условиям влажности
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни
растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа
Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из
воздуха
Приспособление растений к опылению и распространению ветром
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
Плодородие почв
Действия человека, влияющие на качество почв
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и

3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

31
32
33
34

распространения растений
Значение растений для животных. Растения-хищники
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы
взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по
отношению к различным экологическим факторам
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и
непрерывность жизни
Бактериальные и грибные болезни растений
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни
растений. Озимые и яровые однолетники
Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них
климата и погоды
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных
экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных
состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных
состояний растений
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений
как показатель условий их жизни
Уровни жизненного состояния растений
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных
климатических зон. Жизненные формы растений своей местности
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные
растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ
Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные
соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных
сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность
Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения
Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности
Обобщающий урок по курсу «Экология растений»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».