Принято на заседании педагогического совета № 3 «30» декабря 2016 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «30» декабря 2016 г № 168 о ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации логопедической работы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о порядке организации логопедической работы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1 города Мирного Архангельской области (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., - Областным законом «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 г. № 712-41-оз; - Письмом министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015; - Постановлением Правительства Архангельской области от 24.11.2015 г. № 473-пп «Об утверждении Концепции развития образования лиц с ОВЗ в Архангельской области на 2015-2021 гг.»; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», с изменениями, внесёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, от 24.11.2015 г. № 81; - Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А. В., Бессонова Т. П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). - Уставом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области (далее - школа). 1.2. Положение устанавливает порядок организации логопедической работы в школе. 1.3. Настоящее Положение регулирует диагностико - коррекционную, профилактическую деятельность учителя-логопеда школы с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи. 2. Цель и задачи логопедической работы 2.1. Основной целью логопедической работы является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств. 2.2. Основными задачами логопедической работы являются: - выявление и предупреждение различных отклонений в речевом развитии обучающихся школы; - комплексная углубленная первичная динамическая диагностика речевого развития обучающегося; - проведение коррекционно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых отклонений; - коррекция лексико-грамматических категорий и развитие связной речи; - коррекция нарушений письменной речи; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей обучающихся школы, предполагающая оказание консультативной помощи по вопросам речевого развития обучающихся, применения средств и способов профилактики речевых отклонений и закрепление речевых навыков; - разработка педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на профилактическом уровне. 3. Направления логопедической работы 3.1. Диагностическое направление: - первичное исследование психических и речевых функций обучающихся. 3.2. Коррекционно-развивающее: - создание специальных образовательных условий логопедической работы и коррекция нарушений устной и письменной речи. 3.3. Информационно-методическое: - оказание консультативной помощи педагогам и родителям; - организация взаимодействия всех субъектов коррекционно - развивающего процесса; - организация и систематизация методического фонда кабинета учителя-логопеда. 4. Организация деятельности учителя-логопеда 4.1. Организация работы учителя-логопеда по оказанию логопедической помощи обучающимся устанавливается в точном соответствии с календарным учебным графиком школы. Рабочее время учителя-логопеда составляет 20 астрономических часов педагогической работы в неделю. 4.2. Учитель-логопед проводит комплексную углубленную первичную динамическую диагностику речевого развития обучающихся первых классов. Обследование вновь прибывших обучающихся других классов проводится по запросу и на основании письменного заявления родителей (законных представителей). 4.3. По результатам диагностики обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости организации логопедических занятий, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом для обследования врачами специалистами в медицинское учреждение, лицензированное для осуществления выдачи заключения медицинской экспертизы, или в центральную (территориальную) психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза и определения специальных образовательных условий логопедической работы. 4.4. На основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся и предоставленного заключения, указанного в п.4.3., издаётся приказ о зачислении на логопедические занятия. 4.5. Прием на логопедические занятия осуществляется в течение всего учебного года по мере наличия вакантных мест. 4.6. Отчисление обучающихся в течение учебного года с логопедических занятий осуществляется приказом директора школы на основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся. 4.7. Общая численность обучающихся, посещающих логопедические занятия в течение учебного года, не более 15 человек, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых реализуются адаптированные образовательные программы. 4.8. Основными формами организации коррекционной логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Возможно деление групп на подгруппы в соответствии с возрастом обучающихся и (или) тяжестью речевых нарушений. Наполняемость подгрупп не должна превышать 2-4 человека. Периодичность индивидуальных и групповых занятий определяется рабочими программами коррекции речевых нарушений обучающихся и не превышает 2-3 раза в неделю. 4.9. Логопедические занятия проводятся во внеучебное время в соответствии с расписанием занятий учителя-логопеда, утверждённым директором школы. Продолжительность групповых занятий не должна превышать 35-40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут. 4.10. Содержание логопедических занятий определяется рабочими программами коррекции речевых нарушений обучающихся, разрабатываемыми на основании заключения медицинского учреждения, лицензированного для осуществления выдачи заключения медицинской экспертизы, или центральной психолого-медико-педагогической комиссии с установленным соответствующим диагнозом и определением специальных образовательных условий логопедической работы. 4.11. Посещение логопедических занятий обязательно для всех обучающихся, нуждающихся в организации специальных условий логопедической работы. Допускается отсутствие по болезни или письменному заявлению родителей (законных представителей). Ответственность за отсутствие обучающихся на логопедических занятиях в других случаях несут родители (законные представители). 4.12 Оказание логопедической помощи обучающимся учителем-логопедом ведётся в тесном контакте со всеми участниками образовательных отношений. 4.13 Учитель-логопед проводит консультативную работу с учителями (классными руководителями) на всех этапах логопедической работы с обучающимися, начиная с первичного обследования, информирует их о продвижении обучающихся. 4.14 Пропаганда логопедических знаний среди учителей осуществляется учителемлогопедом в форме семинаров, консультаций, сообщений на заседаниях методических объединений, педагогических советах, открытых занятиях. 4.15 Работа учителя-логопеда с родителями может осуществляться путём личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с обучающимися, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий. 5. Документация и отчетность учителя-логопеда 5.1. Учитель-логопед ведет следующую документацию: - журнал первичного обследования устной речи обучающихся; - журнал регистрации заявлений на оказание логопедической помощи обучающимся; - журнал учёта посещаемости логопедических занятий обучающимися; - журнал консультативной работы; - индивидуальная речевая карта обучающегося с результатами продвижения на конец каждого учебного года. 5.2. Учитель-логопед составляет следующую документацию: - расписание занятий с обучающимися; - график работы учителя-логопеда; - отчёты о результатах логопедической работы, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 5.3. Учитель-логопед разрабатывает следующие документы: - годовой план работы учителя-логопеда; - рабочие программы коррекции речевых нарушений обучающихся; - программы коррекционной работы учителя-логопеда, входящие в «Содержательный раздел» адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. _________________________