Принят на заседании педагогического совета № 5 «28» декабря 2024г. УТВЕРЖДЁН приказом директора МБОУ СОШ № 1 от «28» декабря 2024 г. № 153о ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно-полезного труда обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации общественно-полезной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирный Архангельской области (далее - МБОУ СОШ № 1) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в ч. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13.06.2023 № 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163 (ред. от 20 июня 2011 года) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановление Минтруда России от 07 апреля 1999 года № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»; письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 № 08-621 «О размещении Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся». 1.2. Данное Положение разработано в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия; гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. 1.3. Данное Положение регламентирует порядок привлечения обучающихся к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой. 1.4. Общественно-полезный труд обучающихся – часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся, развитию гражданской активности в условиях современного обучения. 1.5. Общественно-полезный труд обучающихся организуется в интересах всего коллектива, должен иметь образовательное значение, способствовать применению обучающимися знаний, приобретенных в школе на практике, расширению кругозора, обогащению полезными сведениями, развитию умственных способностей. 1.6. Общественно-полезный труд реализуется в соответствии с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. 1.7. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у обучающихся социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательной деятельности. 1.8. Общественно-полезный труд обучающихся – составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. 1.9. Обучающиеся при выполнении общественно-полезного труда должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья. 1.10. От общественно-полезного труда могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей законных представителей). 2. Основные задачи и обязанности привлечения обучающихся к общественнополезному труду 2.1. Основными задачами общественно-полезного труда являются: Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной дисциплины. Формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки. Формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к формированию навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплин. Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, профильной и образовательной подготовки. Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании школы и классных кабинетах. Оказание обучающимися посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории. 2.2. Основными обязанностями обучающихся при выполнении общественно-полезного труда являются: Обязанность поддерживать в образовательной организации чистоту и порядок. Обязанность участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда (с учетом возрастных и психофизических особенностей). 3. Содержание и организация общественно-полезной деятельности 3.1. Общественно-полезный труд обучающихся основан на следующих принципах: учет интересов и возрастных особенностей, обучающихся; единство учебной и воспитательной работы; общественно-полезная направленность; творческая инициатива и самостоятельность обучающихся. 3.2. Главными направлениями общественно-полезного труда являются: труд по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели; ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий); экологические акции («Сохраним дерево» - сбор макулатуры; «Чистый город» - уборка закрепленной территории вокруг школы, участие в субботниках...); патриотические акции (уход за памятниками, акция «Поздравительная открытка», встречи-поздравления ветеранов ВОВ, детей войны); социальные практики (помощи социально незащищенным слоям населения, участие в волонтерском движении, шефская работа); трудовые практики (дежурство по школе, участие в уборке на территории школы и на закрепленной пришкольной территории; озеленение внутренних помещений школы; практическое применение знаний предмета биологии: выращивание рассады, посадка и пересадка комнатных растений, полив, опрыскивание, подкормка рыхление почвы, прополка, полив; благоустройство помещений школы (участие в мелком ремонте школьной мебели: подкручивание болтов, гаек, стяжка металлическим уголком столов и стульев); профориентационные практики (ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебных и наглядных пособий, исследовательская деятельность, учебно-производственная практика). 3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности обучающихся. 3.4. В начальных классах допускается следующая работа: в 1-м классе - активное участие в работе актива класса, дежурство по классу (полив цветов, протирание классной доски), в столовой, участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях; во 2-х - 4-х классах - активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), в столовой, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, дежурство по школе, поддержание порядка на закрепленном участке территории школы; 3.5. В 5-х - 11-х классах - активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, в столовой, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, уборка классов технологии, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий. 3.6. В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) и обучающихся. Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя. 3.7. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно-полезном труде берется при поступлении в школу (или в период обучения ребенка) и действует в течение всего обучения в школе (приложение № 1). 3.8. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде 3.9. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, социальным педагогом, заместителем директора по административно-хозяйственной деятельности. 3.10. Время проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем директора по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся. 3.11. Перед выполнением каждого направления общественно-полезной деятельности проводится инструктаж с обучающимися, на котором обучающихся знакомят с видами общественно-полезной деятельности (приложение № 2). 3.12. Возможно освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезной деятельности при совпадении времени организации данных занятий. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности. 3.13. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на: профилактику детского дорожно-транспортного травматизма; профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально-опасных заболеваний; развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности; проведение шефской работы по оказанию посильной помощи социально незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям); организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности. 3.14. Администрация школы определяет координаторов по организации общественнополезного труда по направлениям. Организация работы координаторов возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе - на классного руководителя. 3.15. Общественно-полезный труд организуется в течение учебного года. Труд по самообслуживанию проводится для всего учебного коллектива не чаще одного раза в неделю продолжительностью для обучающихся: 1-х - 4-х классов - не более 30 минут, 5-х - 9-х классов - не более 40 минут 10-х - 11-х классов - не более 60 минут. Участие в общественно-полезном труде по остальным направлениям определяется по интересам обучающихся. 3.16. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными. 3.17. Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, которое отражается в заявлении о приеме ребенка в школу. 3.18. Обучающийся, активно участвующий в общественно-полезном труде, по итогам учебного года может быть награжден Почетной грамотой. 4. Содержание общественно-полезного труда обучающихся 4.1. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся. Основной является коллективная форма. 4.2. Обучающимся, участвующим в общественно-полезном труде, в воспитательных целях устанавливаются трудовые задания с учетом их возраста, пола, условий работы по согласованию с медицинскими работниками. 4.3. Организация общественно-полезного труда в школе предусматривает привлечение обучающихся с учетом возраста обучающихся. 4.4. График проведения работ по общественно-полезному труду определяется планом воспитательной работы школы. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся. 5. Общие требования безопасности 5.1. Администрация школы организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда и производственной санитарии, согласовывает виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся. 5.2. К общественно-полезному труду могут привлекаться обучающиеся с их согласия и несовершеннолетние обучающиеся с согласия их родителей (законных представителей), не имеющие физических и медицинских противопоказаний для трудовой деятельности и только под руководством учителя, классного руководителя и иных педагогических работников (далее - руководителей общественно-полезного труда). 5.3. С обучающимися, которые участвуют в общественно-полезном труде, должен быть проведен инструктаж по правилам безопасности при выполнении общественно-полезных работ по данной инструкции. Особое внимание при инструктировании необходимо обратить на применение безопасных приемов и способов выполнения работы, использование инструментов и приспособлений только по назначению, запрет самовольно покидать место выполнения работ, соблюдение требований безопасной организации деятельности. 5.4. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем потенциально опасных факторов, которые могут иметь место в конкретном месте организации общественнополезного труда. 5.5. В процессе организации и выполнения общественно-полезного труда опасные и (или) вредные производственные факторы отсутствуют. 5.6. Перечень рисков и опасностей при выполнении общественно-полезных работ: травмирование в помещениях и на территории школы вследствие применения хозяйственного и садового инвентаря и инструментов не по назначению; травмирование в помещениях и на территории школы вследствие применения неисправного хозяйственного и садового инвентаря и инструментов, при наличии острых кромок, заусенцев на поверхности инвентаря и инструмента; травмирование при небрежном обращении с орудиями труда, посредством детских шалостей; травмирование при выполнении общественно-полезного труда без использования средств индивидуальной защиты (перчатки); травмирование глаз пылью при запыленности воздуха; получение теплового удара при продолжительном нахождении без головного убора на территории общеобразовательной организации, употребления недостаточного количества жидкости. 5.7. В процессе общественно-полезного труда обучающимися должны использоваться следующие средства индивидуальной защиты: халат для защиты от общих производственных загрязнений; перчатки с полимерным покрытием. 5.8. В случае травмирования уведомить руководителя общественно-полезного труда любым доступным способом. В случае неисправности хозяйственного и садового инвентаря и инструментов сообщить организатору общественно-полезного труда и не использовать до устранения недостатков и получения разрешения. 5.9. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм при выполнении общественно-полезного труда в школе необходимо: мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, после посещения туалета, перед приемом пищи и после окончания труда; не допускать приема пищи во время работ; соблюдать санитарные правила. 5.10. Обучающийся, допустивший нарушение или невыполнение настоящей инструкции по правилам безопасности при выполнении общественно-полезного труда в школе, рассматривается как нарушитель дисциплины и может быть привлечен к повторному прохождению данного инструктажа. 6. Требования безопасности перед началом работы 6.1. Осмотреть и оценить годность к эксплуатации и применению средств индивидуальной защиты. Надеть халат застегнуть на все пуговицы, убрать из карманов острые и режущие предметы. Не застёгивать одежду булавками. 6.2. При выполнении общественно-полезного труда на участке убедиться в его безопасности, а именно в отсутствии: растений, способных вызывать аллергические реакции; открытых люков колодцев; проволоки и битого стекла; иных травмирующих факторов. 6.3. Внимательно осмотреть и убедиться в исправности хозяйственного и садового инвентаря и инструмента. 6.4. Метлы, грабли, лопаты и подобный инвентарь и инструмент должны быть прочно насажены на рукоятки и закреплены. Рукоятки не должны иметь острых кромок, заусенцев, сколов, трещин и расслоений. 6.5. Прослушать инструктаж руководителя общественно-полезного труда по правилам безопасного поведения при выполнении общественно-полезного труда, безопасным приемами и способами выполнения работ. 6.6. Ознакомиться с содержанием и объемом предстоящей работы. 6.7. Убедиться в наличии перчаток для выполнения работ, надеть их. 6.8. Приступать к общественно-полезному труду разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей. 7. Требования безопасности во время работы 7.1. Обучающимся школы запрещается выполнять следующие работы: убирать туалеты, душевые, умывальные, мыть светильники, выполнять ремонтностроительные и отделочные работы; убирать растения, способные вызывать аллергические реакции; поднимать и переносить тяжести. 7.2. Участвовать в общественно-полезном труде следует по видам работ, с учетом свои физических возможностей. 7.3. При выполнении общественно-полезного труда необходимо придерживаться принятых технологий и правил. Не допускать применения способов, ускоряющих выполнение операций, но ведущих к нарушению требований безопасности труда. 7.4. Выполнять работы следует только исправным инвентарем, инструментом и приспособлениями, применять их строго по назначению. 7.5. Для исключения действия опасных и вредных факторов соблюдать правила использования средств индивидуальной защиты и требований по их применению. 7.6. При выполнении общественно-полезного труда в школе следует: соблюдать дисциплину и правила поведения; соблюдать ритм и режим труда; правильно применять инвентарь и инструмент; соблюдать порядок выполнения работ; не допускать подъема и перемещения тяжестей; выполнять только ту работу, которая была поручена руководителем общественнополезного труда; использовать средства индивидуальной защиты (халат, перчатки); не отлучаться без разрешения педагогического работника от места выполнения работ. 7.7. Не использовать уборочный и садовый инвентарь и инструменты, которые предназначены для работы взрослыми. 7.8. Обращать внимание на неровности и скользкие места в помещениях и на территории школы, обходить их и остерегаться падения. 7.9. При осуществлении общественно-полезного труда в школе обучающимся запрещается: протирать розетки, выключатели влажной тряпкой; прикасаться к проводам, шнурам и кабелям питания; проливать воду на электроприборы и иное электрооборудование в помещении; класть грабли, тяпки и другой инструмент заостренной частью вверх; передавать друг другу броском уборочный и садовый инвентарь и инструмент; работать без индивидуальных средств защиты; собирать мусор незащищенными руками; собирать битые стекла руками, следует использовать совок и метлу; допускать уплотнение мусора руками; сжигать мусор, сухую траву и листву; мести напротив ветра; использовать для сидения ведра и иные предметы; при поливе газонов и клумб перегибать шланг и наступать на него. 7.10. Очистку почвы от посторонних предметов (камней и пр.) выполнять только с помощью лопат, граблей, совков и другого инвентаря. 7.11. Размещать уборочный и садовый инвентарь и инструменты так, чтобы не затруднять движение себе и окружающим, не стеснять движения в процессе выполнения общественно-полезного труда. 7.12. Осматривать инвентарь и инструмент в процессе общественно-полезной деятельности и в случае обнаружения неисправности сообщать руководителю общественнополезного труда и заменять на исправный. 7.13. На территории школы располагаться лицом к возможному направлению движения автотранспорта, навстречу движению людей. При появлении автотранспорта прекратить работу на время его проезда. 7.14. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты: халат для защиты от общих производственных загрязнений застегивать на все пуговицы, должен полностью закрывать туловище, руки до запястья; перчатки должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них. 7.15. Соблюдать инструкцию для обучающихся при общественно-полезном труде в школе, санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены, установленный режим труда и времени отдыха, правила безопасного обращения с уборочным инвентарем и садовым инструментом. 8. Требования безопасности в аварийных ситуациях 8.1. Не приступать к общественно-полезному труду при плохом самочувствии или внезапной болезни. 8.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие: неисправность уборочного, садового инструмента и инвентаря вследствие износа; неисправность средств индивидуальной защиты вследствие износа; возгорание в помещении при поломке электрооборудования или сухой травы (мусора) на территории вследствие халатного обращения с огнем людей; обнаружение электропровода на территории школы вследствие обрыва. 8.3. Немедленно известить руководителя общественно-полезного труда (педагогического работника): о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей; о каждом произошедшем несчастном случае; об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления). 8.4. При обнаружении неисправности уборочного и садового инструмента и инвентаря работу прекратить, сообщить организатору общественно-полезного труда и заменить инструмент (инвентарь) на исправный. 8.5. При обнаружении неисправности средства индивидуальной защиты (порвались перчатки) прекратить труд, сообщить руководителю общественно-полезного труда и заменить данное СИЗ на исправное. 8.6. При получении травмы позвать на помощь, сообщить руководителю общественнополезного труда. 8.7. В случае возникновения задымления или возгорания следует прекратить работу, сообщить руководителю общественно-полезного труда и выйти из опасной зоны (помещения, участка). 8.8. При обнаружении оборванного электропровода на территории школы, не подходить и не касаться его, отойти и не подпускать других обучающихся, оперативно сообщить руководителю общественно-полезного труда. Запрещается приближаться на расстояние менее 8 м к лежащим на земле проводам линии электропередачи. 9. Требования безопасности по окончании работы 9.1. О выполнении работы обучающийся должен доложить руководителю общественно-полезного труда. 9.2. Привести в порядок зону выполнения общественно-полезного труда, убрать оставшийся мусор в мусорные баки. 9.3. Самовольно уходить с участка работы запрещается. 9.4. Очистить рабочий инвентарь и инструмент. 9.5. Если общественно-полезный труд выполнялся на территории (участке) школы, необходимо организованно осуществить переход в здание школы с соблюдением требований безопасности. 9.6. Сдать на хранение рабочий инвентарь и инструмент. 9.7. Снять спецодежду и индивидуальные средства защиты. 9.8. Умыться, вымыть руки с мылом или аналогичным по действию смывающим средством, нанести на кожу рук увлажняющий крем. 9.9. Сообщить руководителю общественно-полезного труда о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время выполнения работ. 10. Нормативно-организационное деятельности обеспечение общественно-полезной 10.1. Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождаются наличием следующих документов: приказ директора МБОУ СОШ № 1 о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда; план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год или летний период, утвержденный приказом директора; обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности; инструкции по технике безопасности и охране труда при выполнении видов практической деятельности; согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; журналы проведения инструктажей по технике безопасности и охране труда. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение «Об организации общественно-полезного труда обучающихся» является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждается (вводится в действие) приказом директора МБОУ СОШ № 1. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 11.1. данного Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. _____________________ Приложение № 1 ИНФОРМАЦИЯ для родителей (законных представителей) на привлечение обучающегося к общественно-полезному труду В целях формирования трудовых навыков и сознательного отношения к труду, поддержания в МБОУ СОШ № 1 чистоты и порядка _____________________________________________________________________ (ФИО обучающегося) обучающийся _____ класса привлекается к общественно-полезному труду, предусмотренному образовательной программой и направленно на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда (с учетом возрастных и психофизических особенностей). Администрация школы обязуются следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда под присмотром ответственных лиц из числа сотрудников школы и в соответствии с Положением об организации общественнополезного труда обучающихся образовательной организации. « ____ » _________ 202___ года С информацией ознакомлены: ________________ __________________________________________ ________________________________ ФИО обучающегося Подпись обучающегося ______________________________________________ ФИО родителя (законных представителя) ______________________ ____________________________________ Подпись родителя (законного представителя) _____________________________ Приложение № 2 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ОБУЧАЮЩИХСЯ Инструктаж по технике безопасности № п/п 1 2 3 4 ФИ обучающегося Дата участия в ОПТ Тема инструктажа Подпись обучающегося